Теоретический материал к билетам для экзамена по сольфеджио
Интервалы
Интервал — созвучие двух звуков и расстояние между ними. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний — вершиной интервала.
Каждый интервал определяется двумя величинами — количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1 полутон
3. Большие секунды = 2 полутона
4. Малые терции = 3 полутона.
5. Большие терции = 4 полутона
6. Чистые кварты = 5 полутонов
7. Увеличенная кварта = 6 полутонов
8. Уменьшенная квинта = 6 полутонов
9. Чистые квинты = 7 полутонов
10. Малые сексты = 8 полутонов
11. Большие сексты = 9 полутонов
12. Малые септимы = 10 полутонов
13. Большие септимы = 11 полутонов
14. Чистые октавы = 6 т.
Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.
Обращение интервала – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате обращения данного интервала получается новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные. Если сложить данный интервал и его обращение, в результате получится октава.
Тритоны
Тритон – общее название интервалов увеличенной кварты и уменьшенной квинты, включающих в себя 3 тона.
Увеличенная кварта строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора; а также на VI ступени гармонического мажора и натурального минора. Уменьшенная квинта строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора, а также на II ступени гармонического мажора и натурального минора.
Тритоны звучат напряженно, так как в них оба звука неустойчивые и требуют разрешения. Принцип разрешения тритонов обычный: переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые. Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, а уменьшенный — уменьшается. Увеличенная кварта разрешается в сексту, а уменьшенная квинта - в терцию.
Характерные интервалы
Характерными называются интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. К ним относятся увеличенная секунда и ее обращение - уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение - уменьшенная кварта.
Увеличенная секунда (ув.2) строится на VI ступени лада и разрешается в чистую кварту на V ступени.
Уменьшенная септима (ум.7) строится на VII ступени и разрешается в чистую квинту на I ступени.
Вторая пара характерных интервалов - увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)
Увеличенная квинта строится на VI ступени в мажоре и на III - в миноре; уменьшенная кварта - на III ступени в мажоре и на VII - в миноре. При разрешении этих интервалов неустойчивая ступень разрешается в устойчивую (по ладовому тяготению), а III ступень (устойчивая) - остается на месте.
Аккорды. Трезвучия.
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
В зависимости от величины терций трезвучия бывают:
1. Мажорное или большое трезвучие (Б 5\3) состоит из б.3 + м.3;
2. Минорное или малое трезвучие (М 5\3) состоит из м.3 + б.3;
3. Увеличенное трезвучие (Ув 5\3) состоит из двух больших терций;
4. Уменьшенное трезвучие (Ум 5\3) состоит из двух малых терций.
Звуки аккорда имеют названия: нижний звук - основание, средний звук - терцовый тон, верхний звук - квинтовый тон.
Обращение - это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом, второе - квартсекстаккордом.
Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.
мажорный секстаккорд (Б6) = б. 3 + ч. 4
минорный секстаккорд (М6) = м.3 = ч.4
мажорный квартсекстаккорд (Б6\4) = ч.4 + б.3
минорный квартсекстаккорд (М6\4) = ч.4 + м.3
Главные трезвучия в мажоре и миноре
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени - субдоминантовым,
трезвучие V ступени - доминантовым.
Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D.
Аккорды. Септаккорды
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.
С точки зрения классической музыки, добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма. В современной музыке септаккорды используются гораздо шире.
Звуки, или тоны, образующие септаккорд, называются основным, или примой, терцией, квинтой и септимой, в соответствии с интервалом, который каждый из них образует с основным тоном (в элементарном расположении септаккорда).
Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по величине септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов.
Большой мажорный септаккорд: в основе мажорное трезвучие, крайние звуки образуют большую септиму;
Малый мажорный септаккорд: в основе мажорное трезвучие, крайние звуки образуют малую септиму;
Малый минорный септаккорд: в основе минорное трезвучие, крайние звуки образуют малую септиму;
Большой минорный септаккорд: в основе минорное трезвучие, крайние звуки образуют большую септиму;
Малый уменьшенный септаккорд: в основе уменьшенное трезвучие, крайние звуки образуют малую септиму;
Уменьшенный септаккорд: в основе уменьшенное трезвучие, крайние звуки образуют уменьшенную септиму;
Увеличенный септаккорд: в основе увеличенное трезвучие, крайние звуки образуют большую септиму.
Наиболее часто используемыми септаккордами в ладу являются:
Доминантсептаккорд или септаккорд V ступени ― основной аккорд доминантовой функции. Имеет структуру малого мажорного септаккорда.
Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции.
Септаккорд VII ступени ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру уменьшенного септаккорда. В натуральном мажоре звучит как малый с уменьшенной квинтой септаккорд и используется гораздо реже.
Обращение септаккордов – это перенос нижнего звука на октаву вверх. Септаккорд имеет три обращения:
квинтсекстаккорд (или первое обращение септаккорда);
терцквартаккорд (или второе обращение септаккорда);
секундаккорд (или третье обращение септаккорда).
Хроматизмы. Виды хроматизмов
Хроматизмом называется изменение основных ступеней диатонических ладов посредством их повышения или понижения. Образованная таким путем новая хроматическая ступень является производной и поэтому обозначается как основная, но со знаком альтерации.
Любая ступень лада может быть хроматически изменена. При изучении различных видов мажора и минора нам уже пришлось столкнуться с элементом хроматизма. Пониженная VI ступень в мажоре и повышенные VI и VII ступени в миноре— это хроматически измененные ступени, поэтому знаки, обозначающие их изменение, как известно, пишутся около нот, а не при ключе.
Хроматизмы бывают проходящими и вспомогательными. Проходящий хроматизм - это хроматический звук, расположенный между двумя соседними диатоническими ступенями (например, до - до диез - ре). Вспомогательный хроматизм - это хроматический звук, прилегающий к одной и той же диатонической ступени (например, ре - ми бемоль - ре).
Модуляция. Отклонение
Модуляцией называется переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения.
Отклонением называется кратковременный переход в другую тональность с последующим возвращением в исходную.
Виды мажора и минора
Натуральный минор имеет строение: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Минор бывает 3-х видов: натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном миноре ступени не изменяются.
В гармоническом миноре повышается VII ступень.
В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз эти повышения отменяются.
Натуральный мажор имеет строение: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Мажор также бывает 3-х видов: натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном мажоре ступени не изменяются.
В гармоническом мажоре понижается VI ступень.
В мелодическом мажоре понижаются VI и VII ступени при движении вниз.
Квинтовый круг
Порядок расположения тональностей: диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам — называется квинтовым кругом.
При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.
В диезных мажорных тональностях новый ключевой знак приходится на VII ступень. В диезных минорных тональностях новый ключевой знак приходится на II ступень.
В бемольных мажорных тональностях новый ключевой знак приходится на IV ступень. В бемольных минорных тональностях новый ключевой знак приходится на VI ступень.
Диезы прибавляются по квинтам вверх в следующем порядке: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Бемоли прибавляются по квинтам вниз (по квартам вверх) в следующем порядке: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Впервые квинтовый круг был описан Иоганном Давидом Хайнихеном в 1728 году.
Родственные тональности
Родственными тональностями к данной являются тональности, которые имеют с ней наибольшее количество общих звуков и наименьшее отличие от нее в ключевых знаках.
За одним исключением, родственные тональности отличаются от данной не более чем одним ключевым знаком - диезом, бемолем или его отсутствием.
Точнее называть эти тональности тональностями первой степени родства, так как существуют тональности и других степеней родства. Но обычным является сокращенное название - родственные тональности.
Данной тональности родственны следующие шесть тональностей:
1. параллельная данной;
2. тональность натуральной доминанты;
3. тональность, параллельная доминантовой;
4. тональность натуральной субдоминанты;
5. тональность, параллельная субдоминантовой;
6. тональность минорной субдоминанты для мажора и мажорной доминанты для минора.
Так, к C-dur родственны тональности a, G, e, F, d, f. К a-moll - тональности C, e, G, d, F, E.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами.
В мажорной хроматической гамме при движении вверх не изменяются III и VI ступени, а при движении вниз I и V ступени.
В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз не изменяются I и V ступени.
Буквенные обозначения звуков и тональностей
Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков - ля - стали называть первой буквой латинского алфавита - A. В восходящем порядке звуки располагались так:
А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его назвали следующей буквой - Н.
Для обозначения альтерированных звуков стали применять слоги is (повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в буквенном обозначении cis, а ре-бемоль - des; звук соль-дубль-диез - gisis, а соль-дубль-бемоль - geses. Исключение составляют ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b. С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur, Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll - минор. Таким образом, cis-moll - до-диез минор, As-dur -- ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные - со строчной.
Параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).
Одноименными называются мажорная и минорная тональности, у которых разные ключевые знаки и одинаковые тоники. Например, это До-мажор (C-dur) и до-минор (c-moll).
Энгармонически равными тональностями называются тональности, звуки которых, все ступени и созвучия которых энгармонически равны т. е. звучат одинаково, имеют одинаковую высоту, а записываются по-разному. Например, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор.
Образовательные ресурсы