УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

ноябрь декабрь январь

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Тест «Лестница побуждений» (мотивация учения)

Жебровская И.А.,

преподаватель МО «Фортепиано»

 

В декабре 2017 года в нашей школе было проведено тестирование учащихся 3-4 классов по методике А.И. Божович, И.К.Марковой «Лестница побуждений» (мотивация учения).

   Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладение видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.

    Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме — интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего дифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении.

В опросе приняло участие 62 учащихся. У 7 учащихся доминируют социальные мотивы; познавательные мотивы – у 28 человек; гармоничное сочетание мотивов у 27 учащихся.

Анализируя полученные данные следует отметить:

На первое место 42% учащихся поставили утверждение – «Я учусь для того, чтобы все знать»; 18% учащихся отметили утверждение – «Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи»; 13% - «Я учусь, чтобы быть полезным людям»; 10% - «Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей».  Утверждения «Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами» и «Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи» никто не поставил на первое место.

На последнее место 35% учащихся поставили утверждение – «Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи»; 18% учащихся – «Я учусь, для того, чтобы получать хорошие оценки»; 16% учащихся – «Я учусь, потому что мне нравится процесс учения»; 13% учащихся – «Я учусь, чтобы быть полезным людям»; 11% учащихся – «Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами».

К мотивационной сфере каждого ученика целесообразно подходить как к развивающемуся, динамичному явлению. Для становления личности небезразлично, есть ли у школьника только познавательные мотивы без мотивов социальной отдачи обществу или социальные и познавательные мотивы достаточно органично дополняют друг друга. Для современных задач воспитания особенно актуальным является сочетание познавательных мотивов овладения способами самостоятельного пополнения знаний и социальных мотивов, связанных с активной жизненной позицией молодого человека в обществе.

Образовательные ресурсы