Музыка в развитии ребенка
Во II полугодии 2013-14 учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников детских садов «Каравай», «Виктория», «Полянка», «Росинка» и «Стриж». Было обработано 22 анкеты д/c «Каравай», 26 анкет д/c «Виктория», 26 анкет д/c «Полянка». Д/садами «Стриж» и «Росинка» было представлено 8 и 9 анкет. Мы не стали их обрабатывать, поскольку данная выборка нерепрезентативна. Обобщая результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:
- Музыка имеет важное значение в развитии ребёнка считают 43% родителей. Наибольший показатель 61% - д/c «Полянка», 38% - «Виктория», 27% - «Каравай». Особого значения музыке не придают или имеют другое мнение – 56% родителей.
- С удовольствием поют детские песни – 90% детей, из них в д/саду «Полянка» - 85%, «Каравай» - 88%, «Виктория» - 96%.
- Вопрос – Как вы приобщаете ребёнка к музыке? – мы рассмотрели с позиций: инициатива со стороны родителей (посещают концерты, беседуют о музыке); мнения, что это должны делать в ДУ или отдать ребёнка в музыкальную школу и другое. 48% родителей посещают концерты или беседуют с детьми о музыке. 20% - считают, что этим должны заниматься в ДУ, 8% - отдать в музыкальную школу и 24% - другого мнения.
- К музыке интерес проявляют 87% детей, соответственно 13% - музыка не интересует.
- Не оставляет равнодушными - 89% детей. Они или внимательно слушают музыку, или движением воспроизводят музыкальное настроение, или начинают петь, как только услышат знакомую песню.
- Говоря об условиях для домашнегомузицирования, то у 80% детей в семьях есть или музыкальные инструменты, или фонотека с детским репертуаром. 20% родителей этим не занимаются.
Качественный анализ показывает, что независимо от мнения родителей дети очень любят петь, музыка не оставляет их равнодушными, они любят двигаться под музыкальное сопровождение. Определённая закономерность видна и в мнениях родителей. Если родители считают музыку важной частью будущей образованности их детей и отводят ей одну из главных ролей, то они активно и приобщают ребёнка к музыкальной жизни: посещают концерты, беседуют с детьми, интересуются музыкальными занятиями в ДУ, дома у них есть фонотека с детскими песнями, музыкальные инструменты. Родители, которые не придают особого значения музыкальному развитию, соответственно считают, что этим должны заниматься в ДУ, не интересуются, как ребёнок реагирует на музыку, дома не уделяют этому внимания.
По показателям из трёх садиков отличается д/с «Полянка».
И.А. Жебровская,
преподаватель ДШИ № 8
Образовательные ресурсы