Диагностика уровня эстетической воспитанности
Обучение в музыкальной школе ставит перед собой не только учебные задачи, но и воспитательные, в данном случае воспитание эстетической направленности. В чем заключается специфика эстетического воспитания? Большое значение здесь имеет учет эмоций и чувств ребенка, их живость, непосредственность, впечатлительность и отзывчивость. Соприкасаясь с музыкальным искусством, можно развивать у детей эстетическое видение и формировать эстетически художественный вкус, а также прививать навыки осмысленного подхода к эстетическим явлениям. В процессе обучения обучающиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, что поднимает мышление, память, эмоционально-волевые качества личности на совершенно новый, более высокий уровень развития. В дальнейшем их суждения все больше характеризуются осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.
Творческий потенциал - важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребёнком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность.
Также одними из важных задач эстетического воспитания являются: развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционального реагирования на произведения музыкального искусства, дифференцирование эстетических переживаний и чувств, воспитание эстетического вкуса, развитие эстетической потребности, воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения.
Решению этих задач способствуют проводимые в нашей школе диагностические процедуры, которые позволяют анализировать уровень эстетической воспитанности наших учеников, совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
В декабре 2023 г. среди обучающихся выпускных классов была проведена диагностика уровня эстетической воспитанности. Ребятам были предложены три диагностических материала:
- Анкетирование.
- Методика ранжирования слов.
- Музыкальный тест, состоящий из двух субтестов (по методике Л.В. Школяр). В первый субтест вошли произведения: П. Чайковский «Баркарола», И.С. Бах «Сицилиана», Д. Россини «Тарантелла». Во второй субтест: П. Чайковский «Трепак», В.К. Глюк «Мелодия», Э. Григ «Танец Анитры».
Результаты анкетирования:
80% ребят показали высокий уровень проявления интереса к художественным видам деятельности; 20% - средний уровень, что означает наличие интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности. Низкий уровень не показал никто.
Отметим следующие показатели: 55% ребят нравится вслушиваться в звуки природы; 65% учащихся нравится рассказывать родителям о чем-то взволновавшим их (о фильме, музыке, книге и т.д.); 65% учащихся выбрали ответ: «да» или «иногда» на вопрос о посещение интернет-сайтов, на которых рассказывают о классической музыке и живописи.
Результаты методики ранжирования:
50% средний уровень – театр, кино, улица, зоопарк, цирк. 50% низкий уровень – отдают предпочтение столовой (кафе), улице, магазинам, кружку по интересам. Высокий уровень – предпочтение концертам классической музыки, картинной галерее, театру, музею – не показал никто.
Третья диагностика показала, что, в целом, большинство обучающихся способны устанавливать соответствующую зависимость своих эмоций, мыслей, чувств с музыкальным образом воспринимаемого фрагмента, но, к сожалению, свои выборы ребята делали на описательном уровне. Только треть ребят показали хороший уровень мышления, живость фантазии, интересные сравнения и сопоставления музыки и своих эмоций.
Выводы. Данные результаты позволяют судить и об уровне сформированности эстетической воспитанности выпускников, и о влиянии музыкального образования на развитие личности ребенка. Проводимые диагностические процедуры позволяют корректировать учебный процесс, совершенствовать формы и методы обучения.
преподаватель МО "Фортепиано"
Образовательные ресурсы