Итоги диагностики мотивации обучающихся
В ноябре 2023 года в нашей школе было проведено тестирование обучающихся 3-4 классов музыкального отделения по методике А.И. Божович, И.К.Марковой «Лестница побуждений» (мотивация учения).
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладение видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме — интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего дифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении.
В опросе приняло участие 46 обучающихся. Познавательные мотивы доминируют у 56,5% обучающихся, гармоничное сочетание мотивов у 34,8% обучающихся, у 8,7% обучающихся доминируют социальные мотивы.
Анализируя полученные данные следует отметить:
На первое место в познавательных мотивах
43,5% обучающихся поставили утверждение – «Я учусь для того, чтобы все знать»;
15,2% обучающихся - «Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи»;
10,9% обучающихся – «Я учусь, потому что мне нравится процесс учения»;
4,3% обучающихся - «Я учусь, для того, чтобы получать хорошие оценки».
На последнее место в познавательных мотивах
19,6% обучающихся поставили утверждение «Я учусь, для того, чтобы получать хорошие оценки»;
8,7% обучающихся – «Я учусь, потому что мне нравится процесс учения».
Утверждения «Я учусь для того, чтобы все знать» и «Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи» на последнее место не поставил никто.
На первое место в социальных мотивах
13% обучающихся поставили утверждение - «Я учусь, чтобы быть полезным людям»;
4,3% обучающихся - «Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей»;
4,3% обучающихся - «Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами»;
4,3% учащихся - «Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи».
На последнее место в социальных мотивах
54,3% обучающихся поставили утверждение «Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи»;
6,5% обучающихся - «Я учусь, чтобы быть полезным людям»;
6,5% обучающихся - «Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей»;
4,3% обучающихся - «Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами».
К мотивационной сфере каждого обучающегося целесообразно подходить как к развивающемуся и динамичному явлению. Для становления личности небезразлично, есть ли у школьника только познавательные мотивы без мотивов социальной отдачи обществу или социальные и познавательные мотивы достаточно органично дополняют друг друга. Для современных задач воспитания особенно актуальным является сочетание познавательных мотивов овладения способами самостоятельного пополнения знаний и социальных мотивов, связанных с активной жизненной позицией молодого человека в обществе.
преподаватель МО "Фортепиано"
Образовательные ресурсы