165-летию Марии Клавдиевны Тенишевой посвящается
«Придите и владейте, мудрые.
Влагаю дар мой в руцы ваша.
Блюдите скрыню сию, и да
прибудут во веки сокровища
ея во граде Смоленске на
служение народа русского»
М.К. Тенишева
Эти слова – завещание были начертаны на красочном эмалевом блюде, на котором она преподнесла в Смоленске в 1911 году ключи от историко-этнографического музея «Русская старина» директору Московского археологического института А.И. Успенскому. Здание из красного кирпича смоляне и гости города могут видеть и сейчас.
Мария Клавдиевна была художницей и коллекционером, педагогом и профессиональной певицей. В круг её знакомых входили П.И. Чайковский, И.С. Тургенев, А.Г. Рубинштейн, К.С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин и другие ведущие мастера искусства.
Детство Марии Тенишевой было безрадостным. Девочку ничему не учили, только постоянно бранили и наказывали по пустякам. Единственной радостью был книжный шкаф с множеством интересных книг, на их страницах заброшенное дитя находило отраду, книги стали учителем её души и красоты. Когда пришло время учиться, девочку отдали в гимназию, вырвавшись из тягостной домашней атмосферы, она стала здесь первой хулиганкой. Но педагоги все ей прощали за её блестящие способности.
В 17 лет пришла первая любовь. Маша не вышла, а выскочила замуж в надежде вырваться из холодного домашнего очага. В семье мужа Мария Клавдиевна нашла ещё более тусклую атмосферу, чем в доме матери. Молодой супруг нигде не служил, был заядлым игроком. Семейная жизнь не складывалась, осталась только страстная любовь к искусству. Мария очень любила петь, однажды один из гостей дома, восхитившись красивым голосом Марии, предложил поехать в Петербург, там он представил её солисту Мариинского театра, известному педагогу вокала Прянишникову. Педагог высоко оценил вокальные данные и посоветовал Марии Клавдиевне отправиться учиться вокалу в Париж, она приняла решение и вместе маленькой дочкой отправилась во Францию. Здесь состоялось знакомство с Иваном Тургеневым, такие мятущиеся, упорно ищущие своего дела женские натуры всегда интересовали его, в Марии Клавдиевне он увидел одну из своих героинь. Вскоре в Париж приехал Антон Рубинштейн, Марии довелось петь на сцене, правда как хористке, оркестром управлял Рубинштейн. После окончания учебы, деньги подошли к концу и Мария с дочерью вынуждены были возвратиться в Россию. К мужу она не вернулась, трудности жизни ввергли её в хандру. От одиночество спасла дружба с княгиней Екатериной Святополк-Четвертинской, которая жала уединённо в смоленском имении Талашкино. Мария мечтала заниматься искусством, но понимала, что серьезных знаний у неё нет. Здесь в Талашкино она обнаружила большую библиотеку по искусству. Зимой провела два месяца в Петербурге, где посещала рисовальную школу, продолжала петь для друзей. На одном из таких вечеров её услышал В.Н. Тенешев.
В свадебное путешествие молодожены отправились на собственном пароходе Тенешева «Благодать». Молодожены переезжают в Петербург. И здесь с новой силой вспыхнула в Тенишевой страсть к искусству. Она сразу окружила себя художниками, благо было много желающих запустить руку в карман миллионерши. В своём петербургском доме Тенишев устраивал музыкальные вечера, сам играл на виолончели, а Мария пела. Дружеские отношения сложились с Петром Ильичом Чайковским, бывая в Петербурге он обязательно навещал гостеприимный дом Тенишевых.
Со временем для приёма новых друзей Мария сняла большую квартиру, эти апартаменты она назвала Эрмитажем. Здесь часто бывал и сам Илья Ефимович Репин. В последствии он создал несколько портретов Марии Клавдиевны, к сожалению, не все они понравились Тенишеву и Марии. Вот как описывает Мария Клавдиевна эпизод связанный с одним портретом, в биографической книге "Впечатления моей жизни":
«В особенности за один портрет я очень рассердилась. Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул. Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей».
По общему мнению, лучший портрет Марии Тенишевой создан Валентином Серовым. Сейчас портрет нам представляется чудесным, и кажется удивительным, что мужу Марии Клавдиевне - князю Тенишеву, он категорически не понравился, хотя сама она приняла его скорее положительно. Об этом можно прочитать в воспоминаниях княгини "Впечатления моей жизни": «… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную…».
В 18 километрах от Смоленска расположено одно примечательное место – Талашкино – смоленская усадьба Тенишевых, получившая европейскую известность. Здесь бывали художники И.Е. Репин, К.А. Коровин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и многие другие выдающиеся деятели русской культуры. Композитор И.Ф. Стравинский в Талашкине начал работу над балетом «Весна священная». В усадьбе был образован оркестр балалаечников, с которым выступал музыкант-виртуоз В.В. Андреев.
Имя Тенишевой неотделимо от Талашкино, кажется она была рождена только для того, чтобы разукрасить этот уголок смоленской земли. Усадьба Талашкино была куплена Тенишевым в 1893 году. Здесь было много хозяйственных построек: коровники, конюшни, сараи и большой сад.
Сюда в Талашкино приезжал Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ русский живописец, график, историк искусства, художественный критик и мемуарист, именно он всячески поддерживал страсть Тенишевой к коллекционированию произведений искусства. Летом в Талашкино собиралась веселая компания, среди них Врубель, Коровин, Милютин, Репин и др. Однажды своим гостям Мария предложила расписывать балалайки. Врубель был первым художником, которого Тенишева побудила заняться этим, он охотно принялся за дело.
Летом 1899 года он написал романтический портрет Тенишевой в образе Валькирии.
Мария Клавдиевна создавала идеальные условия для творчества своих талантливых друзей. Её энергичная натура требовала деятельности. Она расширила свои владения, приобрела деревню Флёново. Построила школьный городок и общежитие на 20 человек со столовой, четыре квартиры для учителей. Так началась история создания сельскохозяйственной школы нового типа. В деревне Фленово был построен сказочный домик-теремок.
В музее-заповеднике Талашкино находится очень интересная своей историей, архитектурой и росписью церковь Святого Духа, построенная в традициях старого русского зодчества с тремя рядами кокошников и маленькой главкой.
Образ Нерукотворного Спаса – это мозаика выполненная Н.К. Рерихом. Нигде Образ Христа-Спасителя не достигает такой мощи, как в мозаике над входом в храм Святого Духа в Талашкине, в имении княгини М.К. Тенишевой.
Умерший в 1903 г. в Париже князь Тенишев был похоронен в этом храме Святого Духа. Спустя 15 лет “освобождённый народ” надругается над прахом учёного. Тело покойного вытащат из гроба, “усадят” в кресло и сунут газету в мёртвые руки. Затем зароют на сельском погосте. Ныне могила В.Н.Тенишева утеряна. Князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1844 – 1903), крупный промышленник и ученый, финансировал деятельность своей жены М. К. Тенишевой, являясь совладельцем Брянского машиностроительного завода. В Петербурге им было основано лучшее в России коммерческое училище.
Деятельность М.К. Тенишевой по сохранению и популяризации сокровищ отечественной культуры получила признание при жизни. В 1911 году она была избрана почетной гражданкой Смоленска. Многое из того, что было сделано Тенишевой, стало национальным достоянием и нам смолянам есть чем гордиться. В 1946 году усадьба Талашкино была объявлена историко-художественным заповедником и взято под охрану государством.
К 150-летию Марии Клавдиевны Тенишевой в 2008 году на территории архитектурно-исторического комплекса «Теремок» была установлена бронзовая фигура одной из самых ярких представительниц интеллектуальной и художественной аристократии конца ХIХ - начала ХХ веков. Казалось бы спокойной позе стремление вперед и вверх. Ни бронзовые складки платья, ни тяжелый постамент не разрушают ощущения легкости: изящная ладонь легко покоится на ручке длинного дамского зонта, а взгляд княгини скользит поверх деревьев, дорожек и клумб. Автор памятника - скульптор Людмила Ельчанинова, заслуженный художник России.
В статье использованы материалы из книг: В.И. Новиков. Тенишев и Тенишева. – М., 2013. – 240 с., Л.С. Журавлева. «Придите и владейте, мудрые…» – Смоленск – 1990. – 142с.
рук. художественно-эстетического отделения
Образовательные ресурсы