Знакомьтесь, мега-жанр «Фортепианный ансамбль»!
23 апреля 2021 года в ДШИ № 8 состоялся концерт «Вечер фортепианного ансамбля». В нём приняли участие обучающиеся 4-х и 6-х классов фортепианного отделения, выступление в фортепианных дуэтах и фортепианных ансамблях .
Каждый дуэт вносил свои особенные краски в программу концерта. Звучали образные миниатюры классического стиля и современные оригинальные композиции.
Учащиеся показали высокий уровень подготовки: успешно справились с техническими задачами, с особенностями и тонкостями ансамблевого музицирования.
Концерт получился эмоционально наполненным, ярким, ведь это так увлекательно играть вместе.
Возникновение этого жанра восходит к середине XVI века к барочным формам. Клавирные инструменты того времени – клавикорды, клавесины, органы, физгармоники и др. имели общее собирательное название.
Их называли клавиры т.к. звук у них извлекался нажатием на клавиши. Но все они звучали по-разному, благодаря разным системам механизмов (рычагов, мехов, клапанов).
У непосредственных предшественников фортепиано у клавикорда звук извлекался путём удара металлических штифтоф с плоскими головками по струнам, а у клавесина струны защипывались вороньим пером. Поэтому звук был средней громкости и всегда одинаковый.
Все клавиры XVI - XVIII веков обладали слишком маленькой клавиатурой для игры в четыре руки, и объём звучания не мог увеличиться от количества играемых нот (т.е. от игры двух исполнителей). А вот два исполнителя за двумя клавирами уже существенно повышали уровень громкости, так появились первые клавирные ансамбли. Это были ансамбли нескольких инструментов (клавикордов, клавесинов).
И вот появилось молоточковое фортепиано с расширенным диапазоном, которое представляло более комфортные возможности совместной игры. Кроме того возникла разнообразная литература, позволявшая музицировать в четыре руки людям, чьё владение инструментом было далёким от профессионального совершенства.
Так образовался своего рода мега жанр – фортепианный ансамбль.
Его составляют два направления исполнительского искусства: два исполнителя за одним инструментом (фортепианный дуэт) и два и более исполнителей за двумя и более инструментами (фортепианный ансамбль).
Различия между этими ансамблями очень велики и касаются их принципиальных стилевых основ.
Ансамбль на одном фортепиано - это четырёхручный дуэт единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом (безусловно является жанровым феноменом). В изложении произведения, написанного для фортепиано в 4 руки музыкальный материал распределяется между двумя партиями: primo (верхний регистр) и secondoo (нижний регистр) и дуэт воспринимается как большой рояль, на котором играет один четырёхручный пианист. Здесь партии не имеют самостоятельного значения: в одной, к примеру, может исполняться аккомпанемент, а в другой - только мелодия.
Четырёхручный дуэт как один из способов приятного времяпровождения, досуга, воспринимался как камерный жанр для исполнения в семейном или дружеском кругу.
Условием концертной жизни в парадных залах, при массовой аудитории - гораздо больше отвечал ансамбль пианистов, играющих на двух фортепиано.
Партии в таком ансамбле равнозначны: могут имитировать, дублировать друг друга, обмениваться функциями, каждая партия приобретает гораздо большую самостоятельность, так как имеет в своём распоряжении целиком всю клавиатуру.
Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее.
Различие в характере ансамблей отразилась и в музыке, создаваемой для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности и концертности.
Требовался репертуар повышенной сложности, что и явилось причиной создания блестящих произведений для фортепианного ансамбля, художественный и технический уровень которых остался непревзойденным и поныне. Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы от Баха до современных композиторов.
Это фортепианные дуэты и ансамбли в шесть, восемь и более рук. Со второй трети XIX века начинается повсеместное увлечение мультиклавирными ансамблями.
В Европе мода на инструментальные действа, порой с элементами эксцентрики, началась с музыкальных празднеств. Они стали регулярным явлением музыкальной жизни европейских столиц, отражающим массовое стремление к поражающему воображение зрелищу, инструментальной эксцентрике, участию в апофеозе музыки.
Г. Берлиоз однажды собрал оркестр из 465 инструментов, среди которых было 30(!) фортепиано.
Известен также организованный в 1869 года в Рио-де-Жанейро концерт, в котором приняли участие 32 исполнителя за 16 фортепиано.
Сегодня фортепианный ансамбль любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты всё чаще объединяются в дуэты.
Концертная и просветительская деятельность таких известных фортепианный дуэтов, как братья Адольф и Михаил Готлибы, сёстры Галина и Юлия Туркины, Е. Сорокина – А. Бахчиев и многих других замечательных музыкантов, в немалой степени способствовала популяризации и развитию жанра.
Ежегодно в стране устраиваются региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей и для состоявшихся профессиональных музыкантов.
В фортепианном ансамбле партнеры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества! Ведь музыка – это, прежде всего, форма человеческого общения! Участник ансамбля должен развить в себе способность понять и разделить чувства партнёра и даже предугадать возможные импровизационные нюансы. Так, овладевая навыками ансамблевой игры, юные музыканты развивают драгоценные нравственные качества, расширяют кругозор, знакомясь с музыкой других жанров. Конечно, мы можем послушать симфонии и оперы в записи, но это несравнимо с удовольствием совместного исполнения музыкальных произведений.
Возникновение жанра фортепианного ансамбля связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощенные в камерных инструментальных произведениях.
руководитель секции "Ансамбль, аккомпанемент"
Образовательные ресурсы