Афиша

  • Концерт Н. Джороевича (фортепиано), г. Москва

  • Посвящение в юные музыканты

  • Вечер гитарной музыки

  • Приглашаем детей на подготовительное отделение

    Календарь событий

    июнь июль август

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
        

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    Знакомьтесь, мега-жанр «Фортепианный ансамбль»!

    23 апреля 2021 года в ДШИ № 8 состоялся концерт «Вечер фортепианного ансамбля». В нём приняли участие обучающиеся 4-х и 6-х классов фортепианного отделения, выступление в фортепианных дуэтах и фортепианных ансамблях .

    Каждый дуэт вносил свои особенные краски в программу концерта. Звучали образные миниатюры классического стиля и современные оригинальные композиции.

    Учащиеся показали высокий уровень подготовки: успешно справились с техническими задачами, с особенностями и тонкостями ансамблевого музицирования.

    Концерт получился эмоционально наполненным, ярким, ведь это так увлекательно играть вместе.

    Ведущая Саврацкая Н.И.
    Ведущая Саврацкая Н.И.
    Показ презентации
    Показ презентации
    Участники концерта
    Участники концерта
    Концерт окончен. Фото на память
    Концерт окончен. Фото на память

    Возникновение этого жанра восходит к середине XVI века к барочным формам. Клавирные инструменты того времени – клавикорды, клавесины, органы, физгармоники и др. имели общее собирательное название.

    Их называли клавиры т.к. звук у них извлекался нажатием на клавиши. Но все они звучали по-разному, благодаря разным системам механизмов (рычагов, мехов, клапанов).

    У непосредственных предшественников фортепиано у клавикорда звук извлекался путём удара металлических штифтоф с плоскими головками по струнам, а у клавесина струны защипывались вороньим пером. Поэтому звук был средней громкости и всегда одинаковый.

    Все клавиры XVI - XVIII веков обладали слишком маленькой клавиатурой для игры в четыре руки, и объём звучания не мог увеличиться от количества играемых нот (т.е. от игры двух исполнителей). А вот два исполнителя за двумя клавирами уже существенно повышали уровень громкости, так появились первые клавирные ансамбли. Это были ансамбли нескольких инструментов (клавикордов, клавесинов).

    Клавикорд
    Клавикорд
    Клавесин
    Клавесин

    И вот появилось молоточковое фортепиано с расширенным диапазоном, которое представляло более комфортные возможности совместной игры. Кроме того возникла разнообразная литература, позволявшая музицировать в четыре руки людям, чьё владение инструментом было далёким от профессионального совершенства.

    Так образовался своего рода мега жанр – фортепианный ансамбль.

    Его составляют два направления исполнительского искусства: два исполнителя за одним инструментом (фортепианный дуэт) и два и более исполнителей за двумя и более инструментами (фортепианный ансамбль).

    Различия между этими ансамблями очень велики и касаются их принципиальных стилевых основ.

    Ансамбль на одном фортепиано - это четырёхручный дуэт единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом (безусловно является жанровым феноменом). В изложении произведения, написанного для фортепиано в 4 руки музыкальный материал распределяется между двумя партиями: primo (верхний регистр) и secondoo (нижний регистр) и дуэт воспринимается как большой рояль, на котором играет один четырёхручный пианист. Здесь партии не имеют самостоятельного значения: в одной, к примеру, может исполняться аккомпанемент, а в другой - только мелодия.

    Четырёхручный дуэт как один из способов приятного времяпровождения, досуга, воспринимался как камерный жанр для исполнения в семейном или дружеском кругу.

    В семейном кругу
    В семейном кругу

    Условием концертной жизни в парадных залах, при массовой аудитории - гораздо больше отвечал ансамбль пианистов, играющих на двух фортепиано.

    Партии в таком ансамбле равнозначны: могут имитировать, дублировать друг друга, обмениваться функциями, каждая партия приобретает гораздо большую самостоятельность, так как имеет в своём распоряжении целиком всю клавиатуру.

    Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее.

    Фортепианный ансамбль
    Фортепианный ансамбль

    Различие в характере ансамблей отразилась и в музыке, создаваемой для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности и концертности.

    Требовался репертуар повышенной сложности, что и явилось причиной создания блестящих произведений для фортепианного ансамбля, художественный и технический уровень которых остался непревзойденным и поныне. Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы от Баха до современных композиторов.

    Это фортепианные дуэты и ансамбли в шесть, восемь и более рук. Со второй трети XIX века начинается повсеместное увлечение мультиклавирными ансамблями.

    В Европе мода на инструментальные действа, порой с элементами эксцентрики, началась с музыкальных празднеств. Они стали регулярным явлением музыкальной жизни европейских столиц, отражающим массовое стремление к поражающему воображение зрелищу, инструментальной эксцентрике, участию в апофеозе музыки.

    Г. Берлиоз однажды собрал оркестр из 465 инструментов, среди которых было 30(!) фортепиано.

    Известен также организованный в 1869 года в Рио-де-Жанейро концерт, в котором приняли участие 32 исполнителя за 16 фортепиано.

    Сегодня фортепианный ансамбль любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты всё чаще объединяются в дуэты.

    Концертная и просветительская деятельность таких известных фортепианный дуэтов, как братья Адольф и Михаил Готлибы, сёстры Галина и Юлия Туркины, Е. Сорокина – А. Бахчиев и многих других замечательных музыкантов, в немалой степени способствовала популяризации и развитию жанра.

    Ежегодно в стране устраиваются региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей и для состоявшихся профессиональных музыкантов.

    В фортепианном ансамбле партнеры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества! Ведь музыка – это, прежде всего, форма человеческого общения! Участник ансамбля должен развить в себе способность понять и разделить чувства партнёра и даже предугадать возможные импровизационные нюансы. Так, овладевая навыками ансамблевой игры, юные музыканты развивают драгоценные нравственные качества, расширяют кругозор, знакомясь с музыкой других жанров. Конечно, мы можем послушать симфонии и оперы в записи, но это несравнимо с удовольствием совместного исполнения музыкальных произведений.

    Возникновение жанра фортепианного ансамбля связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощенные в камерных инструментальных произведениях.

    Саврацкая Наталия Ивановна
    руководитель секции "Ансамбль, аккомпанемент"