Декабрьский мониторинг
В декабре 2020 года в «Детской школе искусств №8 им. Д.С. Русишвили» было проведено анкетирование педагогов по определению уровня сформированности базовых профессиональных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Вопросы анкеты отражают три направления базовых компетентностей педагога: личностные качества, мотивация учебной деятельности, информационная компетентность. Всего было проанализировано 28 анкет.
1. Личностные качества – 1 -5 вопросы.
1.1 «Вера в силы и возможности обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребѐнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся» (1-3) предполагает:
· умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
· умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
· умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;
· умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты.
82% педагогов ответили «да», 17% - «верю частично», 1% ( один ответ)- «нет» по вопросу «верите ли Вы в силы своих учеников».
1.2 «Интерес к внутреннему миру обучающихся». Характеристика компетентности: интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся» (4) предполагает:
· умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
· умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;
· умение построить индивидуализированную образовательную программу;
· умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира.
93% педагогов ответили «да», 7% - «знакома частично».
1.3 «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе». Характеристика компетентности: в основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (5) предполагает:
· осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
· позитивное настроение;
· желание работать;
· высокая профессиональная самооценка.
89% педагогов ответили «да», 11% - «могу частично».
2. Мотивация учебной деятельности – 6 - 8 вопросы.
2.1 «Умение обеспечить успех в деятельности». Характеристика компетентности: компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (6) предполагает:
· знание возможностей конкретных учеников;
· постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;
· демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.
71% педагогов ответили «да», 29%- « могу частично».
2.2 «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности: педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (7) предполагает:
· знание многообразия педагогических оценок;
· знакомство с литературой по данному вопросу;
· владение различными методами оценивания и их применение.
86% педагогов ответили «да», 14%- « владею частично».
2.3 «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую». Характеристика компетентности: это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (8) предполагает:
· знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;
· ориентация в культуре;
· умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.
75% педагогов ответили «да», 21%- « умею частично», 4% (один ответ) – «нет».
3. Информационная компетентность – 9 - 13 вопросы.
3.1 «Компетентность в предмете преподавания». Характеристика компетентности: глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (9) предполагает:
· знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии);
· возможности применения получаемых знаний;
· участие в конкурсах различного уровня.
100% педагогов ответили «да».
3.2 «Компетентность в методах преподавания». Характеристика компетентности: обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в методах преподавания» (10 - 12) предполагает:
· знание различных методов и методик;
· демонстрация личностно ориентированных методов образования;
· наличие своих находок и методов, авторской школы;
· знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;
· использование в учебном процессе современных методов обучения.
61% педагогов ответили «да», 36% - «реализую, формирую, владею частично», 3% - «нет» по вопросу формирования банка своих методических находок и методов.
3.3 «Умение вести самостоятельный поиск информации». Характеристика компетентности: обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.
Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (13) предполагает:
· профессиональная любознательность;
· умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;
· использование различных баз данных в образовательном процессе.
89% педагогов ответили «да», 11% - «умею частично».
Образовательные ресурсы