Диагностика уровня эстетической воспитанности
Обучение в музыкальной школе ставит перед собой не только учебные задачи, но и воспитательные, в данном случае воспитание эстетической направленности. В чем заключается специфика эстетического воспитания? Большое значение здесь имеет учет эмоций и чувств ребенка, их живость, непосредственность, впечатлительность и отзывчивость. Соприкасаясь с музыкальным искусством, можно развивать у детей эстетическое видение и формировать эстетически - художественный вкус, а также прививать навыки осмысленного подхода к эстетическим явлениям. В процессе обучения учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, что поднимает мышление, память, эмоционально-волевые качества личности на качественно новый, более высокий уровень развития. В дальнейшем их суждения все больше характеризуются осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.
Творческий потенциал - важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребёнком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность.
Также одними из важных задач эстетического воспитания являются: развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционального реагирования на произведения музыкального искусства, дифференцирование эстетических переживаний и чувств, воспитание эстетического вкуса, развитие эстетической потребности, воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения.
Решению этих задач способствуют проводимые в нашей школе диагностические процедуры, которые позволяют анализировать уровень эстетической воспитанности наших учеников, совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Диагностика уровня эстетической воспитанности наших выпускников была проведена в январе 2017г. Количество учащихся – 27 человек. Ребятам были предложены три диагностических материала:
-
Анкетирование.
-
Методика ранжирования слов.
-
Музыкальный тест, состоящий из двух субтестов.
В первый субтест вошли произведения: Дж. Россини «Тарантелла», Ф. Шуберт «Серенада», Э. Григ «Норвежский танец».
Во второй субтест: Л. Боккерини «Менуэт», К. Дебюсси «Лунный свет», Й. Гайдн «Серенада».
Результаты по первому тестированию:
77% ребят показали высокий уровень проявления интереса к художественным видам деятельности;
22% - средний уровень, что означает наличие интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности.
Низкий уровень не показал никто.
Отметим следующие показатели:
52% учащихся любят выдумывать несуществующих героев и рассказывать о них;
67% ребят нравится вслушиваться в звуки природы;
41% учащихся нравится рассказывать родителям о чем-то взволновавшим их (о фильме, музыке, книге и т.д.);
41% учащихся читают литературу об искусстве;
85% учащихся выбрали ответ: «да» или «иногда» на вопрос о посещение интернет-сайтов, на которых рассказывают о классической музыке и живописи.
Результаты методики ранжирования:
19% показали высокий уровень. Ребята предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.
56% средний уровень – театр, кино, улица, зоопарк, цирк.
25% низкий уровень – отдают предпочтение дискотеке, улице, магазинам.
Третья диагностика показала, что, в целом, большинство учащихся способны устанавливать соответствующую зависимость своих эмоций, мыслей, чувств с музыкальным образом воспринимаемого фрагмента. Свои выборы ребята делали достаточно аргументировано. Каждый музыкальный отрывок характеризовался и по стилю, и по темпу, и по средствам музыкальной выразительности. Ребята показали хороший уровень мышления, живость фантазии, интересные сравнения и сопоставления музыки и своих эмоций. В большинстве описания музыкальных фрагментов поражают яркостью и разнообразием образов.
Вот несколько фрагментов ответов:
«Эта музыка величественная. Я представляю знатный ужин в каком-нибудь королевском замке. Сидят лорды, графы, короли и обсуждают политику и экономику за едой».
«Музыка очень спокойная, я представляю туманное утро, серые облака, но вскоре из-за них выходит яркое солнце. Из дома вышел мальчик и побежал по большому бескрайнему полю».
«Это был вальс. Очень легкий, очень нежный. Мне представилось, как в весеннем лесу танцевала девушка с рыцарем. Музыка очень прекрасна».
Выводы.
Данные результаты позволяют судить и об уровне сформированности эстетической воспитанности выпускников, и о влиянии музыкального образования на развитие личности ребенка. Проводимые диагностические процедуры позволяют корректировать учебный процесс, совершенствовать формы и методы обучения.
И.А. Жебровская,
преподаватель по фортепиано, психолог
Образовательные ресурсы