Афиша

  • Час-встреча с Прекрасным в музее

  • городской конкурс "Музыкальная мозаика"

  • Концерт посвященный Дню единения народов Беларуси и России

  • Перерыв на кино

  • Цикл лекций "Психология здоровья"

  • концерт "Мой друг - гитара"

  • Хоровой фестиваль "Смоленская весна"

  • Набор в 1 класс на ХЭО (ул. Румянцева, 8)

  • Михаил Глинка и русская музыка

  • Ко Дню авиации и космонавтики

  • Славянские колориты

  • Персональная выставка Екатерины Епихиной

    Календарь событий

    март апрель май

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
         

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    Зачем человеку музыка?

    Саврацкая Наталия Ивановна преподаватель 

    Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №8 им. Д.С. Русишвили» 

    города Смоленска

    Ни у кого не возникает сомнения, что ребёнка надо учить читать, считать, писать. Сегодня уже с детского сада начинается обучение иностранным языкам. Но когда заходит разговор об изучении языка различных видов искусств, то сразу возникает вопрос: зачем. А действительно, зачем? Так ли уж необходимо понимать, например, язык музыки каждому человеку?

    Зачем человеку музыка? Такой вопрос был задан студентам, школьникам, взрослым. Ответы располагаются в следующей последовательности: музыка необходима для развлечения, для изменения настроения. Некоторые отмечают лечебные функции музыки. О главном духовном воздействии музыки ответов нет. Один третьеклассник на уроке музыки в школе на вопрос «Почему ты не поёшь?» ответил «Кому нужна ваша музыка? За неё деньги не платят». Восьмиклассники о серьёзной музыке говорят «Она, конечно, нужна, но только тем, кто её понимает, кто любит её слушать. Но это не наша музыка».

    Технократизм в образовании разрушает эмоционально-ценностную сферу личности. Примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождают в человеке жестокость, равнодушие, ограничивают круг радостей. Искусство, призванное развивать, расширять духовную основу человека, становится необходимым лишь как развлечение, становится в один ряд со зрелищами.

    В. Ашкенази, пианист, дирижёр, на вопрос корреспондента газеты «АиФ» не идёт ли всё к тому, что масскультура окончательно выживает классическую музыку, отвечает: «Думаю, что эти опасения имеют  под собой достаточную базу. Как показывает история, большинство людей всегда предпочитало идти по лёгкому пути. В том числе и по отношению к искусству. Гораздо легче слушать поп-звёзд, потому что процесс восприятия этой музыки не требует никаких усилий, ни умственных, ни духовных. Да и эмоции она затрагивает самые примитивные. Это культура для ленивых, мы называем её down-market ...» («Аргументы  и факты». 47/2002, с.16).

    Благодаря развитию средств массовой информации - теле, радио, аудио, видео - продуцируется развлекательная индустрия, рассчитанная на нетребовательный вкус обывателя. Идёт процесс насильственного насаждения пошлости, дурного вкуса. Д.Б. Кабалевский писал об эпидемиях пошлости. Песни приходят и уходят, забываются. Но следы в душе остаются, как остаются на лице следы оспы. Эти эпидемии возникают потому, что не воспитан хороший вкус, нет иммунитета к дурному, пошлому.

    Вся наша жизнь пронизана звуками. И даже весь видимый мир, всё, что нас окружает, является застывшим звуком или музыкой.

    Качество музыки является очень важным фактором, от которого без преувеличения зависит дальнейший ход эволюции.

    Наш мир дуален, и любое проявление в нём имеет две стороны. Добро и зло. Любовь и ненависть. Белое и чёрное.

    Музыка также бывает разная. Она может исцелять, а может буквально уничтожать.

    Древние обладали знаниями о том, как музыка влияет на сознание человека и народ. До нас дошли лишь некоторые секреты воздействия музыки.

    Так, древнегреческий философ Платон писал: «Музыкальное воспитание - более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души ...»

    Пифагор считал музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры. Аристотель утверждал, что музыка обладает силой формировать характер и что при помощи музыки человек может развить в себе правильные чувства.

    Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления, воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.

    Примером такой музыки является классическая музыка.

    Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и физическим, нравственным и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».

    Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека (её развитие, мир, гармонию, освобождение), является истинная народная музыка.

    При прослушивании народной, классической, церковной музыки, звуков природы мы успокаиваемся, расслабляемся, насыщаемся положительной энергией и эмоциями.

    Замечено, что в процессе занятий музыкой, пением учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха. Применяя музыкальное искусство в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребёнку с проблемами в развитии, учёные и педагоги заметили, что оно выступает источником:

    • позитивных переживаний ребёнка, 
    • рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения,
    • обеспечивает формирование музыкальной культуры,
    • исправляет отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, 
    • создаёт условия для социальной адаптации.

    Самой сильной по силе воздействия учёные считают музыку И.С. Баха, на втором месте по воздействию музыка Моцарта и Бетховена.

    Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, помогает улучшить запоминание, память, помогает при изучении иностранных языков и разучивания стихов.

    Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.

    Вибрации, содержащиеся в музыке русских композиторов и в картинах русских художников 18-19 веков, способны нейтрализовать разрушающее воздействие негативных вибраций, внедряемых в наше сознание вместе с просмотром телевизионных передач и прослушиванием той музыки, которая заполняет пространство России последнее время.

    Оберегайте ваших детей от просмотра телевизионных передач, прослушивания рок-музыки ... тот вред, который неосознанно получают их души не идёт ни в какое сравнение с пользой от использования ваших современных средств массовой информации.

    Используйте любую возможность быть на природе. Проводите время на природе. Не за шашлыком под музыку и рекламу, доносящуюся из радиоприёмника.

    Слушайте звуки природы. Смотрите на птиц, деревья. Смотрите на облака. Слушайте тишину ...

    В наше время, как никогда прежде слишком много соблазнов нас окружает и слишком непросто сохранять высокий духовный уровень, находясь в гуще жизни среди наших городов-джунглей.

    По тому, как человек одевается, какую музыку слушает, какой образ жизни предпочитает вести, можно судить об уровне его духовных достижений, о его духовном прогрессе или деградации ...

    Музыка несущая духовное начало, общение с природой, способны оказать на душу ребёнка гораздо большее положительное воздействие, чем вы можете себе представить. И точно так же, когда вы не заботитесь о том, какую музыку слушают ваши дети и в какой компании проводят своё свободное время, то тем самым вы растите причины своих будущих проблем.

    Гармоничная музыка - самое безопасное профилактическое средство. Оно не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесёт вреда. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.

    (Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Платон  Играть музыку – почти то же самое, что по небу летать. Харуки Мураками)

    Список литературы:

    1. Аранович Б.Д. Целительная сила музыки.- «Сириус»  №4 (734), июнь 2009 г.
    2. Дьюхерст-Мэддок, Оливия Целительный звук: Healing with sound: Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса [Текст].- Москва: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 154 с.: ил
    3. Элизабет Клэр Профет Воспитание души Вашего ребёнка. Духовное руководство для будущих родителей. [Текст] - М.: Лонгфелло, 2010.- 198с.