Афиша

  • Михаил Глинка и русская музыка

  • Ко Дню авиации и космонавтики

  • Славянские колориты

  • Персональная выставка Екатерины Епихиной

    Календарь событий

    февраль март апрель

        
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    ТЫ И Я ИГРАЕМ ВМЕСТЕ

    «ТЫ И Я ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

    (ПОГОВОРИМ О ФОРТЕПИАННОМ АНСАМБЛЕ)

     

    Мурзалёва Лариса Николаевна,

    преподаватель по классу фортепиано

     

    Понятие «ансамбль» (от франц. ensemble, букв.— вместе, сразу) означает стройное сочетание различных элементов и применяется в архитектуре, градостроительстве, во всех областях искусства: живописи, скульптуре, в театре, и, конечно, в музыке.

    Как известно, ансамбль - это группа исполнителей, выступающих совместно.

    Как утверждают историки, совместная игра на музыкальных инструментах существовала с древнейших времён и возникла на ранних ступенях развития человечества. Тогда люди применяли примитивные инструменты, с помощью которых извлекались звуки, не имеющие ни точно фиксированной высоты, ни строго упорядоченного ритма.

    Литературные и изобразительные памятники древности различных славянских народов говорят нам о том, что коллективное музицирование существовало очень-очень давно, ещё в доклассовом обществе.

    Славянские народы всегда отличались необычайной музыкальностью. Это известно из истории развития культуры и богатого фольклорного наследия. Музыка всегда была неотъемлемой составной частью жизни народа, поскольку сопровождала его везде: в поле и горах, степях и на море, в мирное время и бурные годы. А на каких инструментах играли наши предки? Это трещотки, колокола, пастушьи рожки, свирели, скрипки. А наиболее известные ранние примеры скрипичного ансамблевого музицирования принадлежат ансамблю смоленских скрипачей, где участвовали две партии: верхи – солирующая, и втора – аккомпанирующая.

    При расширении европейской культуры на восток вместе с ансамблями народных инструментов стали возникать и развиваться также классичекие формы коллективного музицирования: симфонические, духовые, камерные оркестры.

    Для ансамбля характерен небольшой состав исполнителей-инструменталистов или вокалистов, которые выступают, как единый музыкальный коллектив. А как называются ансамбли по количеству участников? (дуэт, трио, квартет, квинтет).

    Вплоть до эпохи романтизма – времени преимущественно сольного исполнительства – наибольший вес имели камерные жанры и способность музыканта играть в ансамбле.

     

    Фортепианный дуэт, как жанр, составляют два направления исполнительского искусства: два исполнителя за одним инструментом (фортепианный дуэт) и два исполнителя за двумя инструментами (фортепианный ансамбль). 

    Первые пьесы, обозначенные как «for two to play» и «for two players on two keyboards», появились в конце XVI - начале XVII века, в Англии.

    В ХVI -ХVII веке огромную роль играло искусство импровизации. В ансамбле совместная импровизация сводилась к попеременному исполнению каждым из клавесинистов разных вариаций на заданную тему. Они виртуозно владели инструментом и устраивали диалоги-турниры.
    Но до первой трети XIX века сочинений для двух и более клавиров было очень мало, в отличие от четырехручного дуэта, расцвет которого приходится на вторую половину XVIII века. Музыку для фортепиано в четыре руки писали (в большем или меньшем количестве) почти все композиторы XIX столетия. 

    Период со второй половины XVIII до конца XIX Б. можно назвать «золотым веком» фортепианного дуэта по ряду причин. В первую очередь, появилось молоточковое фортепиано с расширенным диапазоном, которое представляло более комфортные возможности совместной игры. Богатый и доступный репертуар позволял музицировать в 4 руки людям, чье владение инструментом было далеким от профессионального совершенства.
    А уже со второй трети XIX века начинается повсеместное увлечение мультиклавирными ансамблями (несколько инструментов)
    В Европе появилась мода на инструментальные действа, порой с элементами эксцентрики. Это были «музыкальных праздненства». Г. Берлиоз однажды собрал оркестр из 465 инструментов, среди которых было 30 (!) фортепиано. Эти концерты как были регулярным явлением музыкальной жизни европейских столиц.

    Подлинным энтузиастом многоклавирного исполнительства явился Карл Черни. С целью вовлечения большего числа исполнителей и слушателей он часто обращался к ансамблю двух, трех, четырех фортепиано, представляя собственные сочинения, большую часть из которых составляли «блестящие попурри». К. Черни явился организатором второго Венского фортепианного «экстравагантного спектакля», где исполнялось при участии Ф. Шопена, Ф. Листа и 3. Тальберга сделанное им переложение увертюры к опере Д. Россини «Вильгельм Телль» для двух фортепиано в восемь рук.

     

    Великий ученик К.Черни – Ференц Лист первым из композиторов-романтиков начал культивировать концертное исполнение симфонических произведений, переложив для двух фортепиано IX симфонию Бетховена и собственные симфонии. Не было, пожалуй, ни одного крупного пианиста-современника, с кем бы он не играл собственные и чужие сочинения. Так, по свидетельству современников, в Париже в марте 1829 года Ф. Лист участвовал в исполнении двенадцатиручного переложения Увертюры к опере В. Моцарта «Волшебная флейта.Благодаря просветительской активности К. Черни и Ф. Листа установилась традиция исполнения и издания концертов для фортепиано с оркестром, а также симфоний и увертюр к популярным операм в переложении для любого количества участников фортепианного ансамбля.

    Заметный рост интереса к ансамблю двух и более фортепиано в середине XIX века способствовал появлению большого количества транскрипционных произведений: вариации на темы из популярных опер, концертных переложений оркестровых сюит, увертюр и даже симфоний.


    Сходные процессы происходили в тот же период в России, и прежде всего в концертной жизни столичного Петербурга. Для русских композиторов неиссякаемым источником вдохновения разнообразных аранжировок и фантазий на темы явились оперы Михаила
    Ивановича Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила».

    Известный историограф русской музыкальной культуры И.Ф. Петровская отмечает: «Особенностью фортепианного искусства этого периода стало увлечение игрой в множество рук. На 8 фортепиано в 32 руки исполнялась увертюра «Феонеллы» Россини в концерте Майера, а в 1854 году 20 пианистов в 40 рук во главе с А. Даргомыжским и Н.С. Мартыновым играли увертюру из «Вильгельма Телля».

     

    Но подобные концерты были возможны в больших залах, на специально подготовленной цене. Сохранилось множество свидетельств стремительного распространения фортепианного дуэта в России как вида любительского музицирования. Но в отличие от европейской традиции, дуэт, как концертный жанр, утверждался в России очень медленно. Сочинения в четыре руки в основном звучали в салонах, но не в концертных залах.
    В частных салонах нередко звучали произведения, еще не появившиеся на концертной эстраде. Музыканты, приезжавшие на гастроли, обычно сначала выступали в домах любителей музыки и меценатов, чтобы показать себя и заручиться поддержкой в организации концертов. Так поступали и отечественные артисты, и иностранные знаменитости.

    Вторая половина XIX и XX век оказались весьма плодотворными для творчества русских композиторов в жанре фортепианного дуэта. Практически все, начиная от М. Мусоргского и композиторов «Могучей кучки» до С. Рахманинова, А. Аренского, А. Скрябина и С. Прокофьева, в большей или меньшей степени отдали дань этому виду фортепианного исполнительства.

    Главная цель всего нашего обучения в ДШИ – это подготовка музыкантов, которые обладают навыками музыкального творчества: могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, уметь отличить мелодию от аккомпанемента.

    Большую роль в подготовке такого музыканта имеют занятия ансамблевым музицированием.

    Начинаем ансамблевое обучение мы с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования . Оно способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения.

    Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество.    Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование - идеальное средство.  С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка,  постановка рук,  изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты,  счёт,  паузы,  ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке,  но и развить интерес к музыкальным занятиям.

    Совместные ансамблевые выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, надолго остаются в памяти, стимулируют дальнейшие занятия на инструменте, а у родителей вызывают уважение и доверие к наставнику. 

     

    Определение «хороший ансамбль» означает согласованность, слаженность совместного исполнения.

    Играя вместе с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное ощущение темпа.

    (музыкальные номера Учитель– ученик)

    С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры.

      Сегодня фортепианный ансамбль любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты все чаще объединяются в дуэты. Совместные выступления ведущих пианистов становятся привычным явлением концертной жизни.

     

    Вместе с тем, одной из примет времени стало появление постоянных составов фортепианного ансамбля. Концертная и просветительская деятельность таких известных фортепианных дуэтов, как братья А. и М. Готлибы, сестры Г. и Ю. Туркины, Л. Брук - М. Тайманов, А. Бахчиев -Е. Сорокина, Н. Новик - Р. Хараджанян и многих других замечательных музыкантов, в немалой степени способствовала популяризации и развитию жанра.

    Популярнейший в прошлом польский дуэт пианистов Марека Томашевского и Вацека Киселевского был основан в начале 1960-х годов. Они познакомились друг с другом в Музыкальной академии в ВаршавеМузыканты дебютировали выступлением на польском телевидении 8 марта 1963 года. Исполняли преимущественно аранжированные классические произведения ШопенаБетховенаГригаЛистаМонюшко и других, современные композиции, а также собственные сочинения. Выступали с концертами в ЕвропеСШАКанаде.

    Они идеально понимали друг друга во время игры на фортепьяно. Дуэт прекратил своё существование в 1986 году, на пике популярности, после гибели Вацлава Киселевского в автокатастрофе.

    Фортепианный дуэт Людмила Зайцева – Владимир Флейман хорошо известен и пользуется популярностью в России и за ее пределами.

    Дуэт является лауреатом многих Всероссийских и Международных фестивалей. Л Зайцева и В. Флейман являются инициаторами проведения и творческими руководителями Международного фестиваля фортепианных дуэтов в Смоленске (1995, 1997, 2001 2005, 2008).
    В концертном репертуаре дуэта свыше ста произведений мировой классики и современной музыки для двух фортепиано и фортепиано в 4 руки.
    В исполнительском стиле ансамбля сочетается масштабность оркестрового звучания, эмоциональная насыщенность и непринужденность и естественность музицирования.

    Людмила Зайцева и Владимир Флейман – солисты Смоленской филармонии, члены Общенациональной Ассоциации Фортепианных Дуэтов.

     

    А в заключение этой беседы от нашего дуэта новогоднее поздравление .

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.  1990

    Баренбойм Л. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. Л.  1973

    Баренбойм Л. Путь к музицированию.  М.  1980

    Вопросы фортепианной педагогики в. III. М.  1992

    Готлиб А.  Основы ансамблевой техники. М.  2005

    Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.  1988

    Нейгауз Г.Г. Ребёнок за роялем. М.  1985.

    Ребёнок за роялем // сост. Ян Достал. М.  1998

    Сорокина Е.  Фортепианный дуэт. История жанра. М.  2007

    Тимакин Е.М.  Воспитание пианиста. М.  1997

    Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.  2006

    Фридман Л.М.  Пушкина Т.А.  Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.  2005

    ФлейманВ.Д. Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развивающая роль в процессе обучения.
    Учебно-методическое пособие. СГИИ, 2011г.

    Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.  2009

    Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.  М.  2007

    Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.  2007.

    Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.  2007.