УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

июль август сентябрь

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
2019 Год театра в России

Музыкальные образы в произведениях В. Коровицына

Скачать презентацию

(методический анализ фортепианных произведений для детей)

Илларионова Ольга Николаевна,  

преподаватель по классу фортепиано 

художественно-эстетического отделения 

МБУДО «Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили» г. Смоленска

Цель сообщения: 
- познакомить слушателей с творчеством В. Коровицына;

- раскрыть художественные образы, провести методический анализ фортепианных произведений В. Коровицына (Сборник «Альбом фортепианной музыки для детей»).

Задачи: 
- расширить знания о  произведениях  современной фортепианной  музыки; 
- способствовать формированию у слушателей мотивации к использованию произведений В. Коровицына в работе с обучающимися.

          В современном мире любому человеку очень сложно ориентироваться в огромном море получаемой информации, которая просто льётся потоками на наше сознание. С бурлящими водопадами можно сравнить современное музыкальное искусство, которое в наше время  мультиразнообразно: оно включает в себя различные жанры, стили и рождает всё новые направления. Если только начать перечислять фамилии композиторов – современников, не хватит и целых суток. Обратившись к главному интернет – источнику, известной всем «Википедии», вы устанете читать список композиторов современности (более 6 страниц мелким шрифтом перечислены их фамилии). А это далеко не весь перечень. 

          Сегодня мы обратимся к творчеству одного из наших современников – композитору Владимиру Коровицыну (его фамилия пока не внесена в Википедию), чья музыка уже более 20 лет исполняется нашими детьми. Почему она нравится детям? В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. Такая музыка не приемлет скуки, дети становятся ее подлинным соавторами.                    Композитор Владимир Виленович Коровицын родился в Великом Новгороде в 1956 году. Выпускник Новгородской ДШИ №1, выпускник Новгородского музыкального училища, с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакого, является лауреатом Международных конкурсов, членом Союза композиторов России. В его творческом багаже – музыка разных жанров:  для хора, для камерного и симфонического оркестров, вокальная и инструментальная музыка.

       В настоящее время композитор живет в родном городе. Музыка, написанная Владимиром Коровицыным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. По словам специалистов, его музыка отличается особой мелодичностью, современностью интонаций, тонкой гармонизацией, изысканной пианистичностью, удобной  для пальцев фактурой. Благодаря таким качествам музыка новгородского композитора востребована преподавателями многих музыкальных школ России. Язык композитора чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким учащимся, и подросткам.      

        Владимир Коровицын - автор девяти сборников для фортепиано  «Детский альбом», «Радуйся солнцу», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Исполнение желаний», «Искорки радости»,  «Альбом фортепианной музыки для детей», «Самый прекрасный в мире принц» и другие. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. 

        Начнем со сборника пьес для фортепиано «Альбом фортепианной музыки для детей». Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара юных пианистов. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: «Русская тетрадь», «Джазовая коллекция», «Обаяние ушедших эпох». Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.

       «Вальс Золушки» - пьеса кантиленного характера. Следует добиваться хорошего legato в мелодии и при этом певучего звука в линии баса.

В новых туфельках хрустальных,

В платье шелковом до пят

Я танцую в зале бальном,

Принц с меня не сводит взгляд!

 

Сны, мечты, надежды, грезы –

Всё, чего могла желать,

Исполняется, и сестры

Мне не силах помешать.

 

Зло, хоть страшное на вид,

Никогда не победит!

Тьму прогонит солнышко!

Принц полюбит Золушку!


       Полька «Деревянные башмаки» - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой. Полезна для выработки координации, так как обе руки играют одновременно одинаковый ритм. Особо обратить внимание на такты, где интервалы меняются. Некоторую сложность может вызвать средняя часть, в которой меняются задачи в обеих руках и меняются гармонии.


Всем девчонкам и мальчишкам
Захотелось танцевать,
И подумав, мы решили:
Надо с польки начинать.
Дети встали все по парам,
Будет полечка звучать,
Время тратим мы не даром,
Невозможно устоять.      

   

         Волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит своё выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, всё богатство мира сказок получило своё звуковое выражение. Музыка воссоздаёт сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия – направлены на создание красочного мира картины. 

Пьеса «Дюймовочка» - написана в подвижном темпе, штрих стаккато рисует музыкальный портрет сказочной героини. 
Появилась девочка 
В чашечке цветка, 
И была та девочка 
Не больше ноготка. 
Кто читал такую книжку, 
Знает девочку-малышку… 

 «Емеля едет на печи» - пьеса жанрового характера, которой      присуща ярко выраженная картинность и сюжетность. Задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую. 
Уплетая калачи, 
Едет парень на печи, 
Едет прямо во дворец, 
Кто же этот молодец?

 «Девичий хоровод» - по характеру это светлая, напевная миниатюра, которая отличается выразительностью мелодического рисунка и спокойным    плавным ритмом. 
В старину народ гулял 
В хороводе танцевал. 
Песни пели и играли, 
Красно солнце прославляли. 
В хоровод, в хоровод 
Выходи плясать, народ. 


         Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Музыка волн, музыка ветра. Музыка природы! Человек созерцая красоты окружающего мира понимает – это искусство, не с чем не сравнимое. В целом, если охватить единым взором обращения композиторов к образам природы, то можно сказать, что главное в них не подражание звукам природы, а отражение духовного мира человека, его чувств под влиянием природы. 

«Первая проталинка» - нежная, мелодически простая мелодия слышна в этом произведении. Как будто первые, нежные лучи весеннего солнца ласкают нашу землю. 
Отшумели все метели, 
И морозы не трещат. 
С крыш закапали капели, 
И сосульки в ряд висят. 
Веселее и теплее 
Стали мартовские дни. 
В нашем садике в аллеях 
Уж проталины видны.

 Пьеса «Мама» - ласковые нежные интонации музыки звучат как обращение к самому дорогому и близкому человеку – к маме. Ласковая, нежная музыка, в звуках которой слышны материнская любовь и материнское беспокойство которое показано в темповых изменениях. 

- Лучше моей мамы нет!!!- 
Другу я кричу. 
Знает это целый свет, 
Я ведь не шучу! 
У неё глаза мои, 
Подбородок мой, 
Мы похожи с ней, смотри 
И не спорь со мной! 

«У вечного огня» - скорбно, выразительно и в тоже время певуче звучит это произведение. Ярко передано настроение: боль за погибших и гордость за победу! 

«Вечный огонь» на ветру встрепенулся – 
Память о тех, кто с войны не вернулся. 
Люди приходят к нему поклониться 
И о погибших в боях помолиться. 

Вечная память в наших сердцах. 
Память о братьях, сынах и отцах! 
Память о тех, кто за мир на земле 
Остался навечно на этой войне. 

 

       В музыке Владимира Коровицина нет места серости, унынию и будничности, здесь живут - эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.

 
 
Есть в сборнике и фортепианный ансамбль - «Куклы Сеньора Карабаса» 
Была у злодея до пят борода, 
В театре всех кукол он мучил всегда. 
«Подайте мне плётку» - гремел его бас. 
Скажите скорее, кто он? Карабас… 


  А закончить хочется словами Владимира Коровицына: «Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым».

      Очень хотелось бы надеется, что это мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.

 

Образовательные ресурсы