УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

июль август сентябрь

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
2019 Год театра в России

Конспект урока на тему: «Икона»

Скачать конспект урока

ДОП « Основы иконописи»    Елисеенков А.Г.,

преподаватель МО «Изобразительное искусство»

МБУДО «Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили» 

г. Смоленска

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование у школьников представления об иконах как неотъемлемой части православной культуры.

Задачи:

образовательные:

- сформулировать определение , понятия «икона»;

- познакомить с особенностями изображения икон, историей их возникновения;

развивающие:

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать правильные выводы;

- самостоятельно проводить исследовательскую работу;

- развивать коммуникативные способности;

- стимулировать развитие образного и логического мышления;

воспитательные:

- формировать бережное и уважительное отношение к иконам, как к изображению святых образов;

- развивать познавательную активность при изучении предмета.

Методы обучения, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный материал проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Технологии обучения: развивающего, проблемного, личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии, взаимодействия, сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа с учащимися, работа в парах, группах, коллективная работа.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, , иллюстрации икон, выставка книг, раздаточный материал , аудиозапись. Иллюстрация картины А. Иванова :» Явление Христа народу»

Ожидаемые образовательные результаты: 

Предметные: овладение базовыми знаниями, развитие умения сравнивать, анализировать, проводить исследовательскую работу, делать выводы.

Личностные:  формирование основ православной культуры

Метапредметные: готовность к сотрудничеству и взаимодействию, владение умениями работать с разными источниками информации, обобщить и систематизировать материал.

 

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Активация опорных знаний учащихся.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. «Открытие» детьми новых знаний.
  5. Первичное закрепление.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.
  8. VIII.Рефлексия.

 

Ход урока

I. Организационный момент

На фоне тихой музыки преподаватель читает стихотворение:

Господь Свой лик явил на полотне,

Создав икону Спас Нерукотворный.

Мы этот образ в храме на стене

Увидели на полотне узорном.

 

II. Активация опорных знаний учащихся

Ребята, в начале нашего урока я предлагаю вам решить кроссворд. Слово, которое вы получите по вертикали, поможет вам определить тему урока. (Слайд 1)

По горизонтали:

  1. Священная книга христиан,( Библия) рассказывающая о событиях до Рождества Христова, Рождестве, жизни и учении  и распятии Христа.
  2. Знак любви Бога к людям, его устанавливают на куполах храмов, носят на груди. (Крест).
  3. Обращение людей к Богу. (Молитва).
  4. Часть Библии, в которой описывается земная жизнь, слова, и дела Иисуса Христа. (Евангелие)
  5. Часть храма, находящаяся за иконостасом. (Алтарь).

Какое слово по вертикали вы получили? ИКОНА. Это и есть тема нашего урока.

  

III. Постановка учебной проблемы

Учитель показывает икону.

Что такое икона? (высказывания учащихся).

Конечно, с этим словом мы ужен встречались. А где вы видели иконы? (Дома, в храмах).

Что бы вы нового хотели узнать об иконах? (Слайд 2)

(Предполагаемые ответы: уточнить значение слова «икона». Кого изображают на иконах. Как отличить икону от картины? Кто пишет иконы? Узнать, что такое иконопись и историю её возникновения. Какие бывают иконы? Узнать технологию изготовления икон. Есть ли школы, которые учат написанию икон?).

IV. «Открытие» детьми новых знаний

Для того, чтобы найти ответы на все поставленные вами вопросы, предлагаю вам разделиться на группы и воспользоваться выставкой книг, которую помогли мне организовать ученики нашего класса.

(Каждая группа получает лист с заданием и записывает на нём ответ)

- Листы с ответами поместим на интеллект-карту (лист ватмана с вопросами находится на доске)

1 группа

Задание: узнать значение слова «икона» в толковом, энциклопедическом словаре. Сравнить эти значения, сделать вывод и записать его на листе.

2 группа

Задание: используя выставку иллюстраций икон, определите, кого изображают на иконах? (Иисуса Христа, Божбю Матерь, святых, ангелов, события, имеющие религиозное значение)

3 группа

Задание: заполните таблицу на листе «Как отличить икону от картины?» В этом вам поможет материал учебника на с.52-54.

 

Вопросы

Картина

Икона

Какова главная задача изображения?

 

 

Как показан свет?

 

 

Каким бывает фон?

 

 

Нимб – золотой круг вокруг головы.

 

 

Задний план и линия горизонта

 

 

 

4 группа 

В эту группу входят трое учащихся, которые готовили заранее сообщения на тему «Кто пишет иконы?»

1-й учащийся – Когда и кем была написана первая икона? Ап. Лука и образ Божьей Матери.

2-й учащийся – Русские иконописцы Феофан Грек и Дионисий.

3-й учащийся – Андрей Рублёв и его иконы.

Задание:  на основе полученных знаний ответьте на вопрос: «Каждый ли художник может писать иконы?»

5 группа 

Задание: пользуясь выставкой книг, узнайте, что такое иконопись и опишите историю её возникновения. Используя информацию, запишите план ответа и опорные слова.

6 группа 

Задание: прочитайте информацию (заранее подготовленную учителем) о технологии изготовления икон и письменно ответьте на вопросы.

  1. Из скольких частей (слоёв) состоит икона?
  2. Назовите четыре основные этапа работы над иконой.
  3. Какие цвета используются для написания икон?
  4. Что означает золотой цвет и свет в иконе?
  5. Что необходимо делать, чтобы сохранить иконы?

7 группа

Задание: Какие бывают иконы? Соотнесите заранее подготовленные рассказы об иконах и репродукции икон.

Выступления групп, заполнение коллективной интеллект-карты (на доске):

Группа 1. Икона – (греч. eikon – изображение, образ) – это святыня православной культуры, являющаяся памятником мировой культуры, предмет поклонения верующих, на иконах изображают лики Иисуса Христа, Богоматери, святых и сюжеты жития святых.

Группа 2. На иконах изображают Иисуса Христа, божью Матерь, святых, ангелов, события, имеющие религиозное значение.

Группа 3. Отличие иконы от картины. (Слайд 3)

 

Вопросы

Картина

Икона

Какова главная задача изображения?

Может быть любая

Показать мир души святого

Как показан свет?

Падает на человека, образуя тень

Проступает через фигуру святого

Каким бывает фон?

Фон может быть любого цвета

Золотой фон – символ божественного света

Нимб – золотой круг вокруг головы.

Нет

Есть. Это знак вечности и Божией благодати

Задний план и линия горизонта

Есть 

Отсутствуют

 

Учитель дополняет знания учащихся.

Первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений: техника написания икон, пропорции фигур, внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).

 

Группа 4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленными дома (см. Приложение 1). (Слайды 4, 5,6).

Отвечают на вопрос: «Каждый ли художник может написать икону?» (см. Приложение 2).

Группа 5. Рассказ о возникновении иконописи по плану и опорным словам (см. Приложение 3).

Примерный план ответа.

  1. Что такое иконопись?
  2. Православные традиции.
  3. Зарождение русской иконописи.
  4. Первый иконописец.

Группа 6. 

Ответы на вопросы:

  1. Из скольких частей (слоёв) состоит икона? (из 4-х).
  2. Назовите четыре основных этапа работы над иконой. (Выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление её олифой).
  3. Какие цвета используются для написания икон? (золотой, пурпурный или багряный, красный, белый, синий, зелёный, коричневый, чёрный).
  4. Что означает золотой цвет и свет в иконе? (Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога.) 
  5. Что необходимо делать, чтобы сохранить иконы? (Ухаживать за ними: не мойте икону, не пытайтесь обновить икону лаками, красками, маслами и прочим. Нельзя протирать икону тряпкой, лучше это делать сухой беличьей кистью). (См. Приложение 4).
  6. Иконы бывают праздничные (праздничные иконы пишутся прежде всего, на сюжеты священной истории – Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и др.), чудотворные (чудотворная икона – «образ» святого, который оказывает чудесное воздействие), иконы, на которых изображены образы святых – именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении, иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. Соотнося с иллюстрациями икон – «Николай Чудотворец», «Воскресение Христово», «Сергий Радонежский». (см. Приложение 5).  

 

Листы с ответами прикрепите на доске к листу ватмана

 

V. Первичное закрепление

  1. Работа в парах.

У вас на партах лежат конверты, внутри которых вопросы по теме урока разной степени сложности. (вопросы из учебника с.55).

Жёлтый – самый лёгкий вопрос. Кому и о чём молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Зелёный – средней степени сложности. Как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве?

Красный – самый сложный вопрос. Как вы поняли: икона Божьей Матери «Владимирская» и икона Божьей Матери «Одигитрия» - это изображение разных святых или это разные образы одного святого?

(Коллективная проверка с помощью светофоров).

 

  1. Индивидуальная работа.

Сегодня вы узнали много нового об иконе. Предлагаю проверить прочность ваших знаний с помощью блиц-теста «Икона». (Раздаются листы с тестом, дети читают сами задания)

 

Блиц-тест на тему «Икона»

  1. В каком году князь Владимир крестил Русь?
  1. 1000
  2. 988
  3. 1
  4. 998
  1. «Икона» в переводе с греческого означает:
  1. Портрет
  2. Лицо
  3. Картина
  4. Образ 
  1. Чем покрывали икону, чтобы придать красками особенную красоту и предохранить от пыли?
  1. Смазкой
  2. Олифой
  3. Клеем 
  4. Лаком
  1. Красный цвет одежды на иконе является символом
  1. Красоты
  2. Власти
  3. Мученичества   
  4. Праведности
  1. Какой красочный материал используется для написания икон?
  1. Смальта
  2. Водяная краска
  3. Краска, замешенная на яичном желтке
  4. Масляная краска

(Слайд 6 с ответами – самопроверка).

VI. Подведение итогов урока

Понравился ли вам урок?

Испытали ли вы затруднения при получении новых знаний? Какие?

Какие задания вам показались трудными?

Какая информация была самой интересной? 

VII. Домашнее задание 

О чём ещё вы бы хотели узнать по теме «Иконы»? (Есть ли школы, в которых учат писать иконы?)

Узнать эту информацию мы поручим 1 ряду.

2 ряд составил кроссворд, используя термины урока.

3 ряд подготовит сообщения об иконах.

VIII. Рефлексия 

Ребята, какое у вас настроение в конце урока?

Понравился ли вам урок?

Каждый из вас приготовил к уроку свечи трёх цветов – жёлтого, красного, коричневого. Своё мнение об уроке вы можете высказать, прикрепив к доске свечу рядом с интеллект-картой.

Вы знаете, что люди молясь перед иконой, зажигают свечу. Зажгите и вы.

Если урок вам не понравился, вы мало узнали и не удовлетворили свои познавательные интересы, то прикрепите на доску красную свечу.

Если вы много узнали, настроение приподнялось от полученной информации, но не всё сказанное было понятно, то прикрепите – коричневую свечу.

Спасибо за работу на уроке! 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая Российская энциклопедия. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2008.
  2. Басов Д., Басов С. Иконы в храме и в вашем доме. М., 2001.
  3. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль  «Основы православной культуры». М.: Просвещение, 2012.
  4. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у   школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Смоленск,  2012г
  5. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Иконы и техника иконописи [сайт].  URL: http//www.ukoha.ru//
  2. Иконопись на Руси // Алые паруса: проект для одарённых детей [сайт]. URL:http//nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/01/ikonopis-na-rusi.
  3. Развитие древнерусской живописи: от Феофана Грека до Симона Ушакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/frticles/576156/ 

 

Приложение 1

Когда и кем была написана первая икона?

Апостол Лука и образ Божьей Матери Смоленская «Одигитрия»

По преданию, Смоленская икона написана святым евангелистом Лукой*. Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери «Одигитрии», на основании византийских источников писал: «Предание утверждает, что икона эта была написана самим евангелистом Лукою, благословлена Самою Божией Матерью словами - “благодать Моя с иконою сею да будет”». Смоленская икона является списком с Влахернской иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились.

Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царъграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы - «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».

По другой версии икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны — будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.

Примечание

Евангелист Лука - апостол, написавший одно из четырех Евангелий.

Влахернская икона - почитаемая в Православной Церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя, из предместья Влахерны.

Царъград- Константинополь, столица Византии, ныне город Стамбул (Турция).

Русские иконописцы

История сохранила не так много имён древнерусских 1 иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси: икон требовалось огромное количество, без них не обходился ни один дом.

Феофан Грек

(около 1340-после 1405)

Феофан Грек (или Гречин) расписал более 40 церквей в разных городах и странах. На Русь он приехал уже известным мастером. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии - через Кафу (Феодосию) и Киев в Великий Новгород, здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах.

Работы Феофана Грека: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы (слайд 4) и др.

Андрей Рублёв

(около 1360/1370 -около 1427)

Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Выл чернецом Спасо-Андронникова монастыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монашеском постриге. К числу произведений, выполненных Рублёвым, относят местный чин иконостаса Успенского собора «на Городке» в Звенигороде и фрагменты фресок этого храма. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле. Здесь великие иконописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и полу- 1 чивший название «русский». До этого времени иконостас j представлял собой невысокую перегородку.

Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре. Всем известна икона Андрея Рублёва «Святая Троица». Ветхозаветный сюжет явления Аврааму Триединого

Гога иконописцы до Андрея Рублёва передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру и слугу, по распоряжению Авраама «закалающего» тельца для угощения путников. Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символи- чирует крестную жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.

Работы Андрея Рублева: Святая Троица, икона Божьей Матери «Владимирская» (слайд 5).

Дионисий

(около 1440 г. — 1502/1508 г.)

Дионисий - русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. Дионисий писал храмовые росписи - фрески и традиционные для русского искусства лики святых для храмовых иконостасов - иконы. Согласно древнерусским летописям, известно, что Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III Васильевича. К работам Дионисия относится икона Божией Матери «Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Икона была написана Дионисием на старой доске от греческой иконы, привезённой из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в 1381 году. Судя по летописному сообщению, пострадавший в пожаре 1482 г. образ «Одигитрии» был точным списком чудотворной константинопольской «Одигитрии». Дионисий повторил попорченное изображение, видимо, сохранив его иконографию и композицию.

Работы Дионисия: икона Божией Матери «Одигитрия», икона «Сошествие в ад» (слайд 6).

 

Приложение 2

Кто может писать иконы 

Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава)- предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: быть «смиренным, кротким, благоговейным, не празднословцем, не смехотворцем, не сварливым, не завистником, не пьяницей, не вором, не убийцей; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и исповедоваться, и по их наставлению и учению жить в посте, молитве и воздержании со смирением».

Собор полагается на грамотность иконописцев в их деле, и ответственное отношение к своему труду.

Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писать образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистой Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от собственной фантазии и по своим догадкам Божества не описывать».

Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Иконописец - это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача иконописца - стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично, не думать о конкуренции, плагиате, заимствовании и т.п.

Существовало правило: для начинающего иконописца первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный». Эта икона имеет обычно правильную квадратную форму, на ней изображается только Лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Взор Спасителя обращен прямо на стоящего перед иконой. Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа. Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Так появилась первая икона. Авгарь, считая этот Образ охраняющим от бед, поместил Его в особую нишу над городскими воротами. Позднее образ был замурован черепицей (глиняной доской) и кирпичами. Согласно преданию, когда христиане потом открыли нишу, то увидели, что отпечатался Лик Спасителя. В 944 г. оба Образа с большими почестями перенесли в Константинополь, но после взятия города крестоносцами в 1204 г. они были утеряны. Икона Спас Нерукотворный. XII в. Новгород.

 

Приложение 3 

История появления иконописи

В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Она переняла от Византии православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Творчество художников и традиции создали оригинальное и самобытное явление - русскую икону.

Зарождение русской иконописи связано с именем Алимпия Печерского (Алипия), инока Киево-Печерского монастыря (умер в 1114 г). При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX-XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники.

Сведений о других русских иконописцах этого или более раннего периода не сохранилось. 

Приложение 4

Технология изготовления икон 

Технология изготовления икон сложна и своеобразна. Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.

Первый слой (основа иконы) - щит из деревянной доски + паволока. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Следовательно, работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Какие цвета на иконе встречаются чаще всего и что они обозначают?

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость (Фаворский свет. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, Самого Бога. Золотой цвет обозначал Самого Бога.

Жёлтый, или охра - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багровый, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - Царицы Небесной.

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни и мучений, цвет Жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнём сияют крылья приближённых к престолу Бога серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой.

 

 

 

 

Зелёный цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Приложение 5 

«Одигитрия»

Одно из изображений Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом на руках

« Матрона Московская»

Иконы, на которых с образами святых - именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении, иконы святых, покровительствующих учёбе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности, иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

«Рождество Христово»

Иконы бывают праздничные, прежде всего на сюжеты священной истории - Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и др.

Соедините название иконы с рассказом о ней

 

Образовательные ресурсы