УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

декабрь январь февраль

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Как помочь ребёнку учиться

Преподаватель  высшей категории 

МУРЗАЛЁВА Л.Н. 

        Всегда хочется, чтобы наш ребенок рос самым талантливым, самым умным и обладал самым широким кругозором. Поэтому родители отправляют детей учиться на самые разные дополнительные занятия, включая музыкальную школу. И это очень правильно. Музыкальная школа научит ребёнка работать, распределять своё время, ставить цели и добиваться их.        

     Время, проведенное за инструментом, не пройдет зря. Он научится тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.

       Как и в средней школе, в музыкальной имеется определенное домашнее задание по каждому из ряда предметов, которое обязательно следует выполнять.

        В совсем юном возрасте старайтесь контролировать вашего ребенка. Следите, чтобы он следовал заданию и занимался каждый день, пусть и немного. К слову, из последних сил играть на инструменте все же не стоит: ребенок может разлюбить музыку только из-за того, что его "заставляют". 

        Без родительского контроля ежедневных занятий (с 1 класса по 1 часу, с 3класса по 2 часа) музыкальная школа превратится в студию дома культуры с неясным результатом на выходе.

       Дети сами не занимаются. Это нормально. Это психика ребёнка! Это очень трудно. И от педагога если что и зависит, так это грамотность подхода к обучению, но никак не качество и количество. При отсутствии помощи и контроля со стороны взрослых дома – любой педагог будет плохой!

    Однако, не берите с места в карьер. Не разочаровывайте ребенка упреками за некрасивые ноты и кривой скрипичный ключ. Не шантажируйте  музыкой. ("Не позанимаешься — не пущу гулять", "Не выучишь пьесы — не куплю Lego").

       Делайте то же самое, только наоборот. "Вот тебе Lego, так что давай, миленькая, теперь пьесу поучим", "Давай погуляй часок, а потом столько же — за инструментом". Сами же знаете: система пряника гораздо результативнее системы кнута.

       На первых порах, выполняя домашнее задание со своим первоклассником, сидите с ним рядом. Поиграйте в «Учителя и ученика». Пусть ребёнок, вспоминая своего педагога, объясняет вам, что и как нужно делать: «Ну-ка покажи ещё раз! Как ты говоришь, это называется? Можно ,я попробую?. Ой как хорошо у тебя получается…Я так ,наверное, не сумею».

       Если родители учатся (учились) играть сами, то в этом случае помощь ребёнку будет особенно эффективна. В педагогическом смысле это — высший пилотаж. Не только потому, что родители начинают понимать проблемы и трудности обучения игре на инструменте, но и показывают личным примером, как надо заниматься.

       

       Есть мамы, папы, бабушки, считающие своим долгом вмешиваться в самостоятельные занятия ребёнка, то и дело, вставляя замечания: « Ты без конца ошибаешься! Играй внимательней! Что-то у тебя сегодня невыразительно получается». Или спрашивают: «А вот можешь то или иное сыграть?» и т.д. Результат от этого разве только тот, что ребёнок приходит в раздражение и от музыки и от вас…

       Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся. Но немалая роль принадлежит и родителям.

       «Хорошие родители важнее хороших педагогов» – Генрих Нейгауз (создатель одной из крупнейших пианистических школ). Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. 

        Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу, и непременно надо наградить исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.       При обучении в музыкальной школе кроме духовной стороны вопроса, есть еще организационная.

Как совместить две школы? Как успеть всё?  Всё  — это явный перебор... Какие-то ограничения необходимы. Например, отказаться от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но всё-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Чем больше загруженность, тем дети лучше, правильнее учатся распределять своё время, не тратят его «зря».

 

Что нужно учесть?

Во-первых, дополнительная тяжесть в портфеле от нотных тетрадей. Если нет возможности зайти домой, чтобы сменить содержимое ранца, то это проблема…

Еще – обеды. Если не заходить домой (например, школа далеко от дома), то ребенок будет перекусывать или есть в какой-то столовой.

Сюда же  – нагрузка в виде самих занятий. 3- 4 дня в неделю. Всего 4-6 дисциплин.

       Так вот. Ко всему этому надо быть готовым. В решении этих организационных вопросов должны помочь родители. Надо научить ребенка совмещать две школы сразу, найти для него время для отдыха и внеклассных контактов со сверстниками.

       И всё же, проходит время, и некоторые дети (примерно 30%) теряют интерес к занятиям музыкой. 

Причина в основном  в том, что не хватает времени заниматься тем делом, которое нравится.

        Задача родителей — постоянно искать компромисс. Иногда даже разрешать делать ребёнку то, что он хочет, в ущерб музыкальным занятиям. Другого выхода просто нет. Учиться или не учиться – решать только ребенку. А вот учить или не учить – решать именно Вам!

        Хочется сказать большое спасибо тем родителям, которые  не заставляют, которые  поддерживают и помогают найти приемлемый вариант.

 «Музыке надо учить всех детей, как учат

математике или географии…» Д. Кабалевский.

К чему следует быть готовым, отдавая ребенка в музыкальную школу?

        Во-первых, в эту школу ребенка придется водить, не один день в неделю, иногда даже на выходных. Когда ребенок занимается дома, вам придется не ходить с ватой в ушах, а слушать, как он играет. Иногда надо даже помочь - посчитать размер произведения, побыть слушателем при подготовке к ответственному выступлению. 

        Во-вторых, вам придется помочь ребенку составить график выполнения домашних работ для общеобразовательной школы, научить ребенка совмещать две школы сразу, найти для него время для отдыха и внеклассных контактов со сверстниками.

       Обязательно следите за успеваемостью ребенка. 

Несколько советов.

       Когда ребёнок обращён к музыке, ему вовсе не нужны отрицательные эмоции. При удачном исполнении очень важно похвалить ребёнка. В любом случае ваши замечания должны быть тактичны и осторожны.

       Нежелательно напоминать сыну или дочке как дорого стоит инструмент и сколько папа работал, чтобы его купить. Такие разговоры порождают только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.

       Не заставляйте ребёнка «выступать» с демонстрацией игры на инструменте или петь перед людьми, которые ему не нравятся, в неподходящей обстановке или когда его не слушают. И напротив, старайтесь не отказывать ребёнку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.

Занятия музыкой сближают детей и родителей

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. 

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. 

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением. 

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. 

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.

Образовательные ресурсы