УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

июль август сентябрь

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
2019 Год театра в России

Как помочь ребёнку учиться

Преподаватель  высшей категории 

МУРЗАЛЁВА Л.Н. 

        Всегда хочется, чтобы наш ребенок рос самым талантливым, самым умным и обладал самым широким кругозором. Поэтому родители отправляют детей учиться на самые разные дополнительные занятия, включая музыкальную школу. И это очень правильно. Музыкальная школа научит ребёнка работать, распределять своё время, ставить цели и добиваться их.        

     Время, проведенное за инструментом, не пройдет зря. Он научится тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.

       Как и в средней школе, в музыкальной имеется определенное домашнее задание по каждому из ряда предметов, которое обязательно следует выполнять.

        В совсем юном возрасте старайтесь контролировать вашего ребенка. Следите, чтобы он следовал заданию и занимался каждый день, пусть и немного. К слову, из последних сил играть на инструменте все же не стоит: ребенок может разлюбить музыку только из-за того, что его "заставляют". 

        Без родительского контроля ежедневных занятий (с 1 класса по 1 часу, с 3класса по 2 часа) музыкальная школа превратится в студию дома культуры с неясным результатом на выходе.

       Дети сами не занимаются. Это нормально. Это психика ребёнка! Это очень трудно. И от педагога если что и зависит, так это грамотность подхода к обучению, но никак не качество и количество. При отсутствии помощи и контроля со стороны взрослых дома – любой педагог будет плохой!

    Однако, не берите с места в карьер. Не разочаровывайте ребенка упреками за некрасивые ноты и кривой скрипичный ключ. Не шантажируйте  музыкой. ("Не позанимаешься — не пущу гулять", "Не выучишь пьесы — не куплю Lego").

       Делайте то же самое, только наоборот. "Вот тебе Lego, так что давай, миленькая, теперь пьесу поучим", "Давай погуляй часок, а потом столько же — за инструментом". Сами же знаете: система пряника гораздо результативнее системы кнута.

       На первых порах, выполняя домашнее задание со своим первоклассником, сидите с ним рядом. Поиграйте в «Учителя и ученика». Пусть ребёнок, вспоминая своего педагога, объясняет вам, что и как нужно делать: «Ну-ка покажи ещё раз! Как ты говоришь, это называется? Можно ,я попробую?. Ой как хорошо у тебя получается…Я так ,наверное, не сумею».

       Если родители учатся (учились) играть сами, то в этом случае помощь ребёнку будет особенно эффективна. В педагогическом смысле это — высший пилотаж. Не только потому, что родители начинают понимать проблемы и трудности обучения игре на инструменте, но и показывают личным примером, как надо заниматься.

       

       Есть мамы, папы, бабушки, считающие своим долгом вмешиваться в самостоятельные занятия ребёнка, то и дело, вставляя замечания: « Ты без конца ошибаешься! Играй внимательней! Что-то у тебя сегодня невыразительно получается». Или спрашивают: «А вот можешь то или иное сыграть?» и т.д. Результат от этого разве только тот, что ребёнок приходит в раздражение и от музыки и от вас…

       Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся. Но немалая роль принадлежит и родителям.

       «Хорошие родители важнее хороших педагогов» – Генрих Нейгауз (создатель одной из крупнейших пианистических школ). Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. 

        Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу, и непременно надо наградить исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.       При обучении в музыкальной школе кроме духовной стороны вопроса, есть еще организационная.

Как совместить две школы? Как успеть всё?  Всё  — это явный перебор... Какие-то ограничения необходимы. Например, отказаться от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но всё-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Чем больше загруженность, тем дети лучше, правильнее учатся распределять своё время, не тратят его «зря».

 

Что нужно учесть?

Во-первых, дополнительная тяжесть в портфеле от нотных тетрадей. Если нет возможности зайти домой, чтобы сменить содержимое ранца, то это проблема…

Еще – обеды. Если не заходить домой (например, школа далеко от дома), то ребенок будет перекусывать или есть в какой-то столовой.

Сюда же  – нагрузка в виде самих занятий. 3- 4 дня в неделю. Всего 4-6 дисциплин.

       Так вот. Ко всему этому надо быть готовым. В решении этих организационных вопросов должны помочь родители. Надо научить ребенка совмещать две школы сразу, найти для него время для отдыха и внеклассных контактов со сверстниками.

       И всё же, проходит время, и некоторые дети (примерно 30%) теряют интерес к занятиям музыкой. 

Причина в основном  в том, что не хватает времени заниматься тем делом, которое нравится.

        Задача родителей — постоянно искать компромисс. Иногда даже разрешать делать ребёнку то, что он хочет, в ущерб музыкальным занятиям. Другого выхода просто нет. Учиться или не учиться – решать только ребенку. А вот учить или не учить – решать именно Вам!

        Хочется сказать большое спасибо тем родителям, которые  не заставляют, которые  поддерживают и помогают найти приемлемый вариант.

 «Музыке надо учить всех детей, как учат

математике или географии…» Д. Кабалевский.

К чему следует быть готовым, отдавая ребенка в музыкальную школу?

        Во-первых, в эту школу ребенка придется водить, не один день в неделю, иногда даже на выходных. Когда ребенок занимается дома, вам придется не ходить с ватой в ушах, а слушать, как он играет. Иногда надо даже помочь - посчитать размер произведения, побыть слушателем при подготовке к ответственному выступлению. 

        Во-вторых, вам придется помочь ребенку составить график выполнения домашних работ для общеобразовательной школы, научить ребенка совмещать две школы сразу, найти для него время для отдыха и внеклассных контактов со сверстниками.

       Обязательно следите за успеваемостью ребенка. 

Несколько советов.

       Когда ребёнок обращён к музыке, ему вовсе не нужны отрицательные эмоции. При удачном исполнении очень важно похвалить ребёнка. В любом случае ваши замечания должны быть тактичны и осторожны.

       Нежелательно напоминать сыну или дочке как дорого стоит инструмент и сколько папа работал, чтобы его купить. Такие разговоры порождают только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.

       Не заставляйте ребёнка «выступать» с демонстрацией игры на инструменте или петь перед людьми, которые ему не нравятся, в неподходящей обстановке или когда его не слушают. И напротив, старайтесь не отказывать ребёнку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.

Занятия музыкой сближают детей и родителей

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. 

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. 

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением. 

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. 

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.

Образовательные ресурсы