Афиша

  • Концерт класса Бейсенбиной Т.А.

  • Концерт класса Калашниковой О.В.

  • Фортепианные мастер-классы

  • Городской конкурс "Музыкальная семья"

  • Концерт ансамбля "Фантазия"

  • Школьный конкурс "Дебют"

  • Концерт класса преп. Бородий Е.М. и Мерусевой Т.Е.

  • Городской конкурс-фестиваль "Надежда"

  • Концерт класса преп. Уколовой Е.Е.

  • Приглашаем детей на подготовительное отделение

    Календарь событий

    сентябрь октябрь ноябрь

     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
       

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    «Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения с примером реализации в инструментальном классе ДШИ»

    (материал подготовлен к Педагогическому совету от 06.04.2022 г.)


    Современный образовательный процесс представлен всеми фундаментальными направлениями гуманитарной культуры. Учащиеся имеет уникальную возможность выбрать из всего представленного многообразия то, что им больше всего соответствует по интересам и потребностям. Тем самым осуществляется модель дифференцированного обучения по интересам.

    И.Н. Закатова[1]

    Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.

    Отделения культурологических направлений дифференцированного обучения по интересам представлены таким образом:

    1) музыкальная культура

    2) изобразительное искусство

    3) языковая культура

    4) нравственно-патриотическое воспитание

    5) физическая культура

    6) математическая культура

    7) прикладное творчество

    Цели и задачи данных направлений в следующем:

    1) Обеспечение мотивационного аспекта обучения для конкретного ребенка, через удовлетворение его образовательного интереса

    2) как составляющая культурного фона системы образования

    3)первая ступень для профессионального самоопределения

    Одной из важнейших и сложнейших задач технологии дифференциации по интересам является определение специальных данных учащихся, а именно склонностей, задатков, интересов, способностей и т.п. С этой целью осуществляется психолого-педагогическая диагностика на разных этапах обучения:

    • проведение тестирования на выявление специальных способностей учащегося
    • определение области интересов при поступлении в 1 класс
    • определение области интересов на средней ступени образования
    • профориентационная диагностика при переходе на старшую ступень

    Целевые ориентации технологии в применении к школе искусств:

    • Развитие эмоциональной сферы личности
    • Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности
    • Воспитание человека высокой гуманитарной культуры
    • Превращение школы искусств из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и этической культуры.

    Так как поступающие в детскую школу искусств уже проявили интерес к музыкальному и художественному творчеству и произошло первичное определение специальных данных детей на вступительных экзаменах, то культурологическое обучение в инструментальном классе ДШИ ориентируется, в основном, на четыре учебных направления:

    1. Музыкальное направление (специальный элемент)

    Включает не только непосредственный образовательный процесс, но и обучение восприятию музыки через совместное с преподавателем посещение концертов; знакомство с музыкальными инструментами, жанрами и стилями в музыке, биографией композиторов. При этом происходит воспитание сценической культуры обучающихся во время публичных выступлений, обогащается музыкальный и словарный багаж через освоение музыкальных терминов.

    2. Изобразительное искусство (сопутствующий элемент)

    Обучение восприятию красоты природы через её программное изображение в музыкальных произведениях, развитие чувства прекрасного (посещение художественных выставок, знакомство с картинами о природе, авторскими рисунками к детским музыкальным произведениям).

    3. Литература (сопутствующий элемент)

    В процессе изучения музыкального произведения происходит знакомство со стихами о временах года, с поэтическими картинками к детским музыкальным циклам, сказками и пьесами, по мотивам которых написано то или иное музыкальное произведение.

    4. Нравственно-патриотическое воспитание

    В процессе изучения произведений русских композиторов формируется чувство патриотизма и гордости за Отечество.

    Содержание работы в инструментальном классе разнообразно, оно включает в себя следующие аспекты:

    • формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения, кругозора
    • формирование качеств культуры поведения
    • приобщение к культуре России, традициям семьи
    • развитие познавательных интересов детей
    • Предметная направленность, которая совершенствует, углубляет и развивает умения и навыки исполнительства, формирует предметные и межпредметные умения.

    Культурологические направления организуются с первых моментов обучения. Они олицетворяют конкретный интерес для обучающегося, обеспечивают мотивационный аспект его обучения.

    Являясь культурным фоном, культуровоспитывающая технология повышает общекультурный уровень обучающегося. Для некоторых детей применение в преподавании культуровоспитывающей технологии становится первой ступенью к профессиональному выбору. Для этого предусмотрено индивидуальное обучение в классе. Становится возможным переход от дифференцированного образования по интересам в профильное, готовящее выпускников к продолжению образования в учебных заведениях культуры и искусств.

    Воспитательный аспект технологии предоставляет каждому обучающемуся возможности попробовать себя в двух областях:

    1. 1. Область познавательной деятельности – приоритетная: посещение с обучающимися концертов профессионалов и сверстников, музыкальных конкурсов, художественных выставок, музеев, прослушивание и анализ музыкальных произведений различных жанров и направлений.
    1. 2. Область концертной деятельности – сопутствующая: стимулирует к творчеству, даёт возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности.

    В целом культуроваспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей позволяет представить процесс собственного внедрения в единстве информативного, определяющего и обобщающего этапов.

    На первом этапе – информативном – обучающиеся получают начальные знания о правилах поведения в зрительном зале, обучаются восприятию музыки, изучают школьный инструментальный репертуар начального периода, обогащают свой музыкальный багаж через прослушивание музыкальных записей, иллюстративной игры преподавателя на уроке, посещение школьных концертов и конкурсов.

    Обучающиеся включаются также в концертные мероприятия в качестве слушателей, в итоге происходит трансформация полученных знаний в соответствующие умения и навыки. С родителями обучающихся проводится просветительская работа в форме индивидуальных бесед, где они получают знания, необходимые им для воспитания музыкальной культуры своих детей. Родители подключаются к проведению внеклассных мероприятий культуровоспитывающего характера, таких, как родительское собрание с концертом обучающихся класса, посещение филармонических концертов, художественных выставок с последующим анализом увиденного и услышанного.

    На втором этапе – определяющем – обучающиеся продолжают получать необходимые знания в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, активно вовлекаются во внеклассные мероприятия, концерты, детские филармонии, театрализованные концерты, где формируется их мотивация к обучению.

    Родители, наряду с получением необходимых знаний, вовлекаются в практическую деятельность по культурному воспитанию своих детей. Данная деятельность проявляется в привлечении родителей к наблюдению и контролю домашних занятий детей, а также к их участию в проведении концертных мероприятий (психологическому настрою учащихся перед игрой, закрепление полученных навыков сценического поведения учащихся).

    На данном этапе также происходит трансформация полученных знаний в соответствующие умения и навыки, но на более сложном музыкальном материале.

    Третий этап - Обобщающий этап - позволяет путем наблюдений определить характер изменений знаний обучающихся в культурологическом комплексе по направлениям музыкальной культуры и изобразительного искусства.

    Значимость реализуемой технологии, как я считаю, в конечном результате, когда:

    1) созданы наилучшие условия для раннего развития и реализации задатков и способностей ребенка

    2) удовлетворены имеющиеся интересы ребенка

    3) усилена мотивация к учебе и самоопределению.

    И в итоге – личность с осознанным стремлением в дальнейшей жизни к посещению культурно-массовых мероприятий; готовность к обучению в средних и высших профессиональных заведениях культуры и искусства, на что и нацелены образовательные программы предпрофессионального уровня.

    Литература

    Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров.– М., 1986.

    Закатова И.Н. Культуровоспитывающая технология дифференцированного
    обучения по интересам детей /И.Н. Закатова. – М., 1998.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Севко. – М.,1


    [1] Закатова Ирина Николаевна – автор технологии, заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.


    Глазова И.В.
    преподаватель МО "Фортепиано"