Афиша

  • Концерт класса Бейсенбиной Т.А.

  • Концерт класса Калашниковой О.В.

  • Фортепианные мастер-классы

  • Городской конкурс "Музыкальная семья"

  • Концерт ансамбля "Фантазия"

  • Школьный конкурс "Дебют"

  • Концерт класса преп. Бородий Е.М. и Мерусевой Т.Е.

  • Городской конкурс-фестиваль "Надежда"

  • Концерт класса преп. Уколовой Е.Е.

  • Приглашаем детей на подготовительное отделение

    Календарь событий

    октябрь ноябрь декабрь

        
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    Концертно-просветительская деятельность музыкального класса «гармония» в культурном пространстве г. смоленска

    Концертно-просветительская деятельность музыкально-образовательных учреждений в российских регионах – важная составная часть современной социально-культурной деятельности, направленной на удовлетворение и раз­витие куль­турных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. В детской школе искусств №8 им. Д.С. Русишвили концертно-просветительская работа построена на организации постоянно дейст­вующих творческих коллективов (классов), что способствует созданию усло­вий для наиболее полного развития и самореализации детей, формированию нравственно-эстетических качеств личности ученика, пропаганде музыкаль­ного искусства через различные формы и виды деятельности. Успешное ре­шение задач по формированию социокультурной среды обучения, развитию художественных интересов учащихся, проявлению их творческой активности в подготовке и реализации художественных проектов воплощается в дея­тельности музыкального класса «Гармония» (руководители Т.Р. Симонова, О.Н. Илларионова), созданного в 2000 году.

    В коллективе «Гармония» обучаются дети разного возраста от 7 до 15 лет. Количество участников составляет 20-28 человек. Учебная деятельность направлена на формирование музыкально-исполнительской культуры, эсте­тического восприятия мира, развития личностного потенциала учащихся. Поддерживать интерес детей к занятиям музыкой помогают наряду со специальностью, знакомство с ком­позицией, музицирование, игра в ансамбле, песенное творчество, постановки музыкальных сказок, концертная деятельность. Спектр концертно-просветительской дея­тельности музыкального коллек­тива «Гармония» достаточно разнообразен и обширен. Это общешкольные мероприятия (концерты для родителей, фес­тивали, музыкальные постановки, сказки, музыкально-поэтические вечера, встречи); концертно-просветитель­ские мероприятия для дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, учреждений культуры, предприятий и организаций города; кон­церты для населения; конкурсы различ­ных уровней. Создание условий для раскрытия творческих способностей учеников музыкального коллектива «Гармония» развивает коммуникативные, познава­тельные качества воспитанников, за­крепляет навыки, полученные в процессе обучения, организует свободное время ребенка, способствует усвоению детьми культурных ценностей.

    Организованная и налаженная педагогами концертно-просветитель­ская работа сти­мулирует желание детей продолжать обучение, рождает у них старание, ин­терес к публичным выступлениям, юные музы­канты имеют возможность проявить свои умения и артистические способно­сти. Приведем тематику творческих внеклассных проектов – музыкальных концертов для родителей, проходивших в классе «Гармония» за последние годы: «Музыка, поэзия, сказка», «Музыка добра», «Музыкальные откровения», «Смоленск – России честь и слава», «Мы играем и сочиняем», «Музыкальный маскарад», «Сту­пеньки твор­чества» и др. Концертные программы, объе­диненные общей темой, идеей, пробуждают интерес, обогащают знаниями, сплачивают учеников и педагога. Такие внеклассные мероприятия служат важной площадкой творческого об­щения ребенка со слушателями, обмена умениями, эмоциями, всем тем прекрас­ным, что дает искусство.

    Театрализованные постановки, разработки внеклассных мероприятий музыкально-познавательного плана оказывают благоприятную роль во взаи­модействии общественного и семейного воспитания. Театрализованная дея­тельность учащихся способствует общей заинтересованности, планомерному сотрудничеству педагога с родителями учеников, доверительности в про­цессе подготовки к мероприятиям. За последние годы участники коллектива «Гармо­ния» познакомились с музыкальными сказками композитора Татьяны Симоновой «Лесное при­ключение» (по сказке В. Сутеева «Под грибом»), «Колобок» (сценарий И. Прудникова, по мотивам русской народной сказки), «Репка» (русская народ­ная сказка), «Дорога на мельницу» (по сказке В. Степанова), «Сказка про де­вочку Снежану» (сценарий Т. Симоновой) и др.

    При отборе концертного репертуара для выступления в детских дошко­льных учреждениях участники коллектива «Гармония» тщательно просматривают литератур­ный и музыкальный материал. Важен правильно составленный текст, кон­трастное сопоставление музыкальных номеров по характеру, чередование звучания инструментов, песен, музы­кальных загадок. Продумывая программу, педагог (автор и ве­дущий кон­церта) стремится к тому, чтобы его рассказ был содержательным, познава­тельным и эмоциональным. Это должно быть интересно и понятно для детей младшего возраста: не читать, а говорить, рассказывать, общаться. Важная роль отводится связи разных видов искусства (музыки, хореографии, живо­писи) с реальной жизнью, чувствами ребенка.

    Концертно-просветительская деятельность в дошкольных учреждениях, интернатах, детских домах выполняет и социальные функции, воспитывает способность к эмоциональному сопере­живанию, ощущению общности, ду­ховной близости с окружающими людьми. В течение ряда лет музыкальный класс «Гармония» принимал ак­тивное участие в благотворительных концер­тах в дошкольном детском доме г. Смоленска, в реабилитационном центре «Вишенки» для детей и подростков с ограни­ченными возможностями развития, в дет­ском саду №7 для слабовидящих детей. Хотелось бы возобновить эту важную работу в дальнейшем, ведь такая концертная деятель­ность помогает формировать нравственно-эстетические качества личности ребенка, воспитывает в детях доброжелательность, открытость, уважение и любовь к людям, добро и милосердие.

    Учащиеся музыкального класса «Гармония» принимают активное уча­стие в авторских концертах, творческих встречах, презентациях сборников композитора, члена Союза композиторов РФ Т.Р. Симоновой, поэтов Смо­ленска. Ежегодно проходит 5-6 таких концертов-встреч в музыкальных и общеобразовательных школах, библиотеках, центрах культуры. Назовем не­которые из последних мероприятий: «Татьянин день» (творческая встреча- концерт Т. Симоновой), «Весеннее настроение» (концерт в Областной библиотеке для детей и юношества им. И.С. Соколова-Микитова), «Музыкальные истории» (презентация авторского сборника фортепианной музыки для детей Т. Симоновой), «Нам с книгой назначена встреча» (творческая встреча-концерт в городской библиотеке №5 и др.

    Концертные про­граммы дают возможность творческой реализации не только учащихся, но и преподавателей. Подготовка к концерту – это увлекательнейший процесс, а выступление педагога совместно со своими учениками на сцене формирует интерес детей к процессу взаимодействия с педагогом, поднимает проведение мероприятий на более высокий профессиональный уровень, создает условия для вовлече­ния детей в творчество, установления доверительных, дружеских отношений.

    Концертно-исполнительская и внеклассная деятельность класса «Гармония» широка и многогранна. Это участие в музыкальных ассамблеях (Всероссийская ассамблея «Эолова арфа» г. Вязьма), фестивалях (Международный фестиваль детского творчества «Славянские колориты», региональный фестиваль «Эпоха и время») и др. Это и общешкольные мероприятия: концерты, посвященные Дню знаний, новогодние представления, концерты к Дню матери, к 8 Марта, классный час «Урок мужества», отчетные концерты школы, выступления в детских садиках «Стриж», «Мишутка», «Надежда», «Каравай» и др. Таких выступлений коллектива можно насчитать за год порядка двадцати. При отборе музыкаль­ного материала учитываются и исполнительский уровень, и возможности учеников, и содержание произведений. Подготовка концертных выступлений позволяет включать детей разного возраста в различные виды пар­ной, групповой и индивидуальной работы.

    Важным направлением концертно-просветительской деятельности кол­лектива «Гармония» является участие в конкурсах разного уровня. Выступление на конкурсе – сильный стимул для упорной работы, так как ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: состяза­ние со сверстниками. Здесь важно расширение репертуара, накопление ис­полнительского опыта, совершенствование начальных профессиональных качеств, оттачивание граней исполнительского мастерства. Ученики музы­кального коллектива «Гармония» с удовольствием пробуют свои силы и на конкурсах разного уровня, отвечающих возможностям и интересам детей и подростков. Назовём некоторые из них: Международные конкурсы «Славянский хоровод», «Наследие нации», областной конкурс «Юный виртуоз» г. Рославль, городской конкурс «Стихия вдохновения», общешкольный конкурс «Ступеньки мастерства» и др.

    В детской школе искусств №8 им. Д.С. Русишвили концертно-просветительская деятельность является неотъемлемой ча­стью образовательного процесса и одним из самых перспективных направле­ний работы. Она исполняет роль средства обучения и воспитания ученика. Расширяется знакомство детей и подростков с достижениями в различных сфе­рах культуры общества, развиваются их культурные интересы и потребности, что оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вку­сов, способствует развитию гармоничной личности. Осуществляя концертно-просветительскую внеурочную деятельность, музыкально-образовательные учреждения воспитывают базовую культуру личности в интересах современной музыкальной культуры, общества, государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бережная, М.С. Критерии социокультурной адаптации личности в педаго­гической практике. Социокультурная адаптация личности в процессе гума­нитарного образования. Монография для работников системы общего и профессионального образования / М.С. Бережная. – Москва: ИХО РАО, 2011. – 260 с.

    2. Командышко, Е.Ф. Принципы типологии культур в развитии художествен­ного восприятия и мышления учащейся молодежи / Е.Ф. Командышко. – Гуманитарное простран­ство. Международный альманах. 2014. Том 3. № 4. С. 590 – 601.

    3. Крылова, Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – Москва: Народное образова­ние. – 2000. – Вып.10 – 272 с.

    4. Симонова, Т.Р. Педагогика доверительных отношений: методическое пособие для преподавателей детских школ искусств/ Т.Р. Симонова. – Смоленск СГИИ, 2010. – 72 с.

    Т.Р. Симонова
    заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук