Концертно-просветительская деятельность музыкального класса «гармония» в культурном пространстве г. смоленска
Концертно-просветительская деятельность музыкально-образовательных учреждений в российских регионах – важная составная часть современной социально-культурной деятельности, направленной на удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. В детской школе искусств №8 им. Д.С. Русишвили концертно-просветительская работа построена на организации постоянно действующих творческих коллективов (классов), что способствует созданию условий для наиболее полного развития и самореализации детей, формированию нравственно-эстетических качеств личности ученика, пропаганде музыкального искусства через различные формы и виды деятельности. Успешное решение задач по формированию социокультурной среды обучения, развитию художественных интересов учащихся, проявлению их творческой активности в подготовке и реализации художественных проектов воплощается в деятельности музыкального класса «Гармония» (руководители Т.Р. Симонова, О.Н. Илларионова), созданного в 2000 году.
В коллективе «Гармония» обучаются дети разного возраста от 7 до 15 лет. Количество участников составляет 20-28 человек. Учебная деятельность направлена на формирование музыкально-исполнительской культуры, эстетического восприятия мира, развития личностного потенциала учащихся. Поддерживать интерес детей к занятиям музыкой помогают наряду со специальностью, знакомство с композицией, музицирование, игра в ансамбле, песенное творчество, постановки музыкальных сказок, концертная деятельность. Спектр концертно-просветительской деятельности музыкального коллектива «Гармония» достаточно разнообразен и обширен. Это общешкольные мероприятия (концерты для родителей, фестивали, музыкальные постановки, сказки, музыкально-поэтические вечера, встречи); концертно-просветительские мероприятия для дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, учреждений культуры, предприятий и организаций города; концерты для населения; конкурсы различных уровней. Создание условий для раскрытия творческих способностей учеников музыкального коллектива «Гармония» развивает коммуникативные, познавательные качества воспитанников, закрепляет навыки, полученные в процессе обучения, организует свободное время ребенка, способствует усвоению детьми культурных ценностей.
Организованная и налаженная педагогами концертно-просветительская работа стимулирует желание детей продолжать обучение, рождает у них старание, интерес к публичным выступлениям, юные музыканты имеют возможность проявить свои умения и артистические способности. Приведем тематику творческих внеклассных проектов – музыкальных концертов для родителей, проходивших в классе «Гармония» за последние годы: «Музыка, поэзия, сказка», «Музыка добра», «Музыкальные откровения», «Смоленск – России честь и слава», «Мы играем и сочиняем», «Музыкальный маскарад», «Ступеньки творчества» и др. Концертные программы, объединенные общей темой, идеей, пробуждают интерес, обогащают знаниями, сплачивают учеников и педагога. Такие внеклассные мероприятия служат важной площадкой творческого общения ребенка со слушателями, обмена умениями, эмоциями, всем тем прекрасным, что дает искусство.
Театрализованные постановки, разработки внеклассных мероприятий музыкально-познавательного плана оказывают благоприятную роль во взаимодействии общественного и семейного воспитания. Театрализованная деятельность учащихся способствует общей заинтересованности, планомерному сотрудничеству педагога с родителями учеников, доверительности в процессе подготовки к мероприятиям. За последние годы участники коллектива «Гармония» познакомились с музыкальными сказками композитора Татьяны Симоновой «Лесное приключение» (по сказке В. Сутеева «Под грибом»), «Колобок» (сценарий И. Прудникова, по мотивам русской народной сказки), «Репка» (русская народная сказка), «Дорога на мельницу» (по сказке В. Степанова), «Сказка про девочку Снежану» (сценарий Т. Симоновой) и др.
При отборе концертного репертуара для выступления в детских дошкольных учреждениях участники коллектива «Гармония» тщательно просматривают литературный и музыкальный материал. Важен правильно составленный текст, контрастное сопоставление музыкальных номеров по характеру, чередование звучания инструментов, песен, музыкальных загадок. Продумывая программу, педагог (автор и ведущий концерта) стремится к тому, чтобы его рассказ был содержательным, познавательным и эмоциональным. Это должно быть интересно и понятно для детей младшего возраста: не читать, а говорить, рассказывать, общаться. Важная роль отводится связи разных видов искусства (музыки, хореографии, живописи) с реальной жизнью, чувствами ребенка.
Концертно-просветительская деятельность в дошкольных учреждениях, интернатах, детских домах выполняет и социальные функции, воспитывает способность к эмоциональному сопереживанию, ощущению общности, духовной близости с окружающими людьми. В течение ряда лет музыкальный класс «Гармония» принимал активное участие в благотворительных концертах в дошкольном детском доме г. Смоленска, в реабилитационном центре «Вишенки» для детей и подростков с ограниченными возможностями развития, в детском саду №7 для слабовидящих детей. Хотелось бы возобновить эту важную работу в дальнейшем, ведь такая концертная деятельность помогает формировать нравственно-эстетические качества личности ребенка, воспитывает в детях доброжелательность, открытость, уважение и любовь к людям, добро и милосердие.
Учащиеся музыкального класса «Гармония» принимают активное участие в авторских концертах, творческих встречах, презентациях сборников композитора, члена Союза композиторов РФ Т.Р. Симоновой, поэтов Смоленска. Ежегодно проходит 5-6 таких концертов-встреч в музыкальных и общеобразовательных школах, библиотеках, центрах культуры. Назовем некоторые из последних мероприятий: «Татьянин день» (творческая встреча- концерт Т. Симоновой), «Весеннее настроение» (концерт в Областной библиотеке для детей и юношества им. И.С. Соколова-Микитова), «Музыкальные истории» (презентация авторского сборника фортепианной музыки для детей Т. Симоновой), «Нам с книгой назначена встреча» (творческая встреча-концерт в городской библиотеке №5 и др.
Концертные программы дают возможность творческой реализации не только учащихся, но и преподавателей. Подготовка к концерту – это увлекательнейший процесс, а выступление педагога совместно со своими учениками на сцене формирует интерес детей к процессу взаимодействия с педагогом, поднимает проведение мероприятий на более высокий профессиональный уровень, создает условия для вовлечения детей в творчество, установления доверительных, дружеских отношений.
Концертно-исполнительская и внеклассная деятельность класса «Гармония» широка и многогранна. Это участие в музыкальных ассамблеях (Всероссийская ассамблея «Эолова арфа» г. Вязьма), фестивалях (Международный фестиваль детского творчества «Славянские колориты», региональный фестиваль «Эпоха и время») и др. Это и общешкольные мероприятия: концерты, посвященные Дню знаний, новогодние представления, концерты к Дню матери, к 8 Марта, классный час «Урок мужества», отчетные концерты школы, выступления в детских садиках «Стриж», «Мишутка», «Надежда», «Каравай» и др. Таких выступлений коллектива можно насчитать за год порядка двадцати. При отборе музыкального материала учитываются и исполнительский уровень, и возможности учеников, и содержание произведений. Подготовка концертных выступлений позволяет включать детей разного возраста в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.
Важным направлением концертно-просветительской деятельности коллектива «Гармония» является участие в конкурсах разного уровня. Выступление на конкурсе – сильный стимул для упорной работы, так как ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: состязание со сверстниками. Здесь важно расширение репертуара, накопление исполнительского опыта, совершенствование начальных профессиональных качеств, оттачивание граней исполнительского мастерства. Ученики музыкального коллектива «Гармония» с удовольствием пробуют свои силы и на конкурсах разного уровня, отвечающих возможностям и интересам детей и подростков. Назовём некоторые из них: Международные конкурсы «Славянский хоровод», «Наследие нации», областной конкурс «Юный виртуоз» г. Рославль, городской конкурс «Стихия вдохновения», общешкольный конкурс «Ступеньки мастерства» и др.
В детской школе искусств №8 им. Д.С. Русишвили концертно-просветительская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и одним из самых перспективных направлений работы. Она исполняет роль средства обучения и воспитания ученика. Расширяется знакомство детей и подростков с достижениями в различных сферах культуры общества, развиваются их культурные интересы и потребности, что оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности. Осуществляя концертно-просветительскую внеурочную деятельность, музыкально-образовательные учреждения воспитывают базовую культуру личности в интересах современной музыкальной культуры, общества, государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная, М.С. Критерии социокультурной адаптации личности в педагогической практике. Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования. Монография для работников системы общего и профессионального образования / М.С. Бережная. – Москва: ИХО РАО, 2011. – 260 с.
2. Командышко, Е.Ф. Принципы типологии культур в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи / Е.Ф. Командышко. – Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2014. Том 3. № 4. С. 590 – 601.
3. Крылова, Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – Москва: Народное образование. – 2000. – Вып.10 – 272 с.
4. Симонова, Т.Р. Педагогика доверительных отношений: методическое пособие для преподавателей детских школ искусств/ Т.Р. Симонова. – Смоленск СГИИ, 2010. – 72 с.
заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук
Образовательные ресурсы