Афиша

  • Летняя творческая мастерская

  • Концерт класса Уколовой Е.Е.

  • Концерт класса Пономаревой Г.В.

  • День Открытых дверей

  • Выпускной вечер-2024

  • Выставка в КВЦ имени Тенишевых

  • Концерт класса Калашниковой О.В.

  • Набор в 1 класс на ХЭО (ул. Румянцева, 8)

  • Персональная выставка Екатерины Епихиной

    Календарь событий

    апрель май июнь

      
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
      

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

    Симонова Т.Р. 

    кандидат педагогических наук,

    заслуженный работник культуры РФ

                      

           Эффективный урок в детской школе искусств – это не только рациональная конструкция, но и творческий проект педагога. А.П. Щапов подчёркивал, что в фортепианный урок современной школы должны быть заложены и авторская идея, и замысел, должен выявляться индивидуальный стиль педагога. Реализация всего комплекса требований к современному уроку в ДШИ требует от педагога тщательной и основательной подготовки к его проведению. Качество каждого урока и всей системы обучения во многом определяется стремлением и умением педагога осуществлять педагогическую рефлексию (анализировать и адекватно оценивать свою деятельность). 

           В настоящее время актуальным становятся разнообразные формы дистанционного обучения, включающие в себя  видеокурсы,  электронные учебники, заочную форму обучения, а также онлайн-занятия с выходом через социальные сети. Дистанционное обучение – это форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение в режиме «здесь и сейчас» предлагает получение знаний и навыков  при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Такой формат является логическим продолжением в сфере традиционного обучения с применением интернета и цифровых технологий. Но как это сказывается на процессе и результатах обучения музыке в детской школе искусств?

           Виды дистанционного обучения в условиях детской школы искусств каждому учащемуся подбираются индивидуально. В основе дистанционного обучения могут лежать как самостоятельные занятия ученика по разработанной программе с дальнейшими видеоотчётами учащихся и видео-инструкциями преподавателя, так и онлайн-уроки, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения. 

    Дистанционное обучение имеет свои, ярко выраженные характерные черты, которые несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

    Положительные черты дистанционного обучения:

    1. свобода и гибкость – учащиеся работают в удобное для себя время, на своём компьютере, в удобном месте и в индивидуальном темпе, в спокойной обстановке;
    2. обогащение учащихся новыми знаниями, видеоматериалами, поддержание самодисциплины, системы в занятиях;
    3. мобильность и технологичность – реализация эффективной обратной связи между педагогом и учащимся, использование новейших достижений информационных технологий;
    4. активное использование учеником приобретенных за годы обучения навыков и знаний, комфортные условия для творческого самовыражения;
    5. низкая себестоимость – экономия денег на проезд и питание.

               Отрицательные черты дистанционного обучения:

    1. недостаточная техническая оснащенность (не все учащиеся имеют постоянный доступ к источнику информации: компьютер,  выход в Интернет);
    2. невозможность близкого доверительного общения, непосредственного живого контакта «ученик-учитель»;
    3. недостаток получения практического опыта, индивидуального подхода, эмоционально окрашенных взаимоотношений;
    4. невысокое качество выполняемого задания в силу ряда индивидуально-психологических условий (сознательность, самодисциплина учащегося);
    5. рост нагрузки за счёт расширения объёма заданий, увеличения времени на выполнение задания, самостоятельной работы, что пагубно отражается на здоровье детей;
    6. не достаточно качественная и компетентная помощь в выполнении задания ребёнком со стороны родителей.

            Безусловно, дистанционное обучение в детской школе искусств несёт в себе много проблем – это психологическая неготовность учащихся  и родителей к таким занятиям, недостаток свободного времени, сильный стресс  как для педагога, так и для учащегося и его родителей, не совсем серьёзное отношение к онлайн-обучению как со всех сторон, отсутствие качественных инструментов у учащихся дома, невозможность работать со звуком (динамикой, филировкой) из-за технических проблем зависающего интернета. 

           Разрабатывая концепцию дистанционного обучения с применением онлайн-технологий педагогу необходимо учитывать объём и качество задания,  технические ресурсы, степень подготовки детей и т.д. Наибольшую сложность вызывает работа с детьми младшего школьного возраста. Для них упрощаются задания, сокращается объём программы, увеличивается время на выполнение задания, освоение программы. Педагог может повторно возвратиться к изученному материалу. В случае если учащийся не разобрался в материале, можно попросить несколько раз просмотреть запись его видео-урока. 

          Одно из важнейших условий индивидуализации дистанционных занятий – богатый выбор различного материала для каждого урока. Это важнейшая часть его подготовки, включающая в себя анимацию,  аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности, ведь благоприятный психологический настрой у младших школьников создаётся при сочетании выразительного исполнения музыки и, допустим,  анимационного  фона  на  экране. Вместе с тем, педагогам, по возможности, следует придерживаться традиционных для занятий видов деятельности: показ музыкального произведения, работа над текстом отдельно каждой рукой, разбор тональности, ключевых знаков, аппликатуры, нюансов, характера исполняемой музыки, пение мелодии и др. К сожалению, очень сложно использовать на занятиях совместное исполнение песни или инструментального дуэта и ансамбля педагогом и ребёнком, либо коллективом исполнителей.

            В данных условиях встаёт вопрос не только о возможности приобретения новых знаний, умений и навыков на занятиях младших школьников, но и о закреплении старого материала. Совмещая все формы и этапы работы, педагоги не должны забывать об этике и эстетике занятия и возрастных особенностях детей.

            Педагог может напомнить ученику, что с помощью интернет-ресурсов он может виртуально расширить свой кругозор: побродить по залам музеев, посетить балетные и оперные спектакли, познакомиться с творчеством композиторов и даже изучить нотную грамоту. 

           Все педагоги, занимавшиеся дистанционным обучением, указывают на большую роль родителей, включение их в процесс освоения как технического оборудования, так и непосредственно изучаемого материала, нотного текста. Равнодушное отношение взрослого снижает реакцию на музыку у детей. Самым активным родителям обязательно нужно выразить благодарность и вручить  грамоты после окончания самоизоляции. 

           Говоря о положительных сторонах дистанционного обучения, отметим, что многие педагоги за время самоизоляции пополнили свою музыкальную медиатеку, разработали ряд видео-занятий для всех возрастов, создали комплекты музыкально- дидактических игровых пособий с аудио и видео приложениями, начали осваивать новые интерактивные программы. Таким образом, положительные моменты от дистанционного обучения всё же есть,  но именно минусы в этом периоде наиболее ощутимо сказались на процессе обучения детей и подростков в детской школе искусств. Поэтому, наиболее предпочтительной всё-таки остаётся форма очного обучения.

           Приведём ответы пианистки и педагога Екатерины Мечетиной на часто задаваемые вопросы по поводу дистанционного обучения. Её ответы основаны на опыте и консультациях с коллегами,  в личном общении, выступлениях на профессиональных форумах и в соцсетях.

    Вопрос: Какой способ урока выбрать: онлайн-игру, когда ученик и учитель находятся одновременно каждый за своим инструментом, и в режиме реального времени учитель может остановить ученика и сделать замечание, или же видеозапись ученика с последующими потактовыми (письменными или устными) комментариями учителя?

    Ответ: Способ урока онлайн неизбежно влечёт за собой существенные искажения звука, становящиеся критичными для возможности оценки звукового результата преподавателем. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с оригиналом. Не принципиально, какой платформой для связи пользоваться – искажения присутствуют везде. Но этот способ – единственно возможный для проведения урока с младшим школьником. По двум причинам: 1) репертуар младших детей простой, задачи ставятся конкретные, чаще всего скорость исполнения пьесы невысока, а владение звуковыми красками (и педалью, при ее использовании) находится на базовом уровне, 2) маленькому ребёнку намного привычнее находиться в прямом контакте с преподавателем, указывающим ему на ошибки здесь и сейчас и словесно помогающим их исправить.

           Показ преподавателя на инструменте тоже может быть использован; визуально можно контролировать и корректировать посадку, постановку игрового аппарата и применение штрихов.
         Способ же видеозаписи с комментариями может быть применён с малышами в том случае, если дома есть взрослый-музыкант, или, по крайней мере, способный помочь отработать замечания учителя.

         Способ видеозаписи с комментариями несравненно информативнее с точки зрения качества записи и воспроизведения звука, особенно если при воспроизведении пользоваться наушниками. Именно поэтому видеозаписи применяются на отборах на международные конкурсы (а онлайн-прослушивания – крайне редко и только при условии профессиональной аппаратуры для трансляции игры участников).

        У этого режима есть неоспоримые преимущества:

    1) пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он уже проведёт работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля;

    2) учитель имеет возможность значительно более тщательно вслушаться в детали игры ученика, переслушивать отдельные места, ставить запись на паузу, чтобы сформулировать замечание, не прерывая игры ученика; а ученик впоследствии имеет письменные комментарии учителя, с которыми можно сверяться постоянно (мы прекрасно знаем, как ученики часто запоминают не 100% замечаний).

    Ученик может перенести комментарии в виде пометок карандашом в свои ноты.

    Устные комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о более глобальных задачах – форме, эмоциональном наполнении и т.д. Для учителя этот метод НАМНОГО более энергозатратен, в том числе с точки зрения затраченного времени, особенно если подходить к делу тщательно, а не ограничиваться общими замечаниями; но и результат от него может в случае с талантливым и умным учеником приближаться к работе на обычном уроке.

    Учитель может также отправлять записанные видеоролики с показом отдельных мест, так же, как мы это делаем на обычном уроке. Этот способ я рекомендую использовать для учеников, начиная с 4-5 класса спецшкол. В случае с учениками этого возраста (и соответственного репертуара) онлайн-прослушивание неинформативно и бесполезно, так как в исполнении уже слишком много деталей, искажение звука для восприятия которых является критичным (тембр звука, педализация и пр.).

    Вопрос: Возможно ли при дистанционных занятиях по специальности повысить свой художественный уровень и уровень исполнительского мастерства?

    Ответ: НЕТ. Все это вынужденная мера, призванная по большей части сохранить дисциплину и достигнутый прежде уровень у учеников и студентов в период, далекий от нормального течения жизни. Ни о каком творческом росте речи быть не может; напротив, мы наблюдаем сейчас явный эмоциональный спад у многих учеников, в обычной жизни бывших чуткими и горячо откликающимися на образную сторону исполняемой музыки.

            Невозможно их за это ругать, но и считать это приемлемым невозможно – слишком резкий контраст в результате. Однако все мы сейчас находимся в непривычных условиях, плюс дети младшего и среднего возраста перегружены онлайн-занятиями в школе, которые неизбежно их переутомляют, вследствие чего трудно ждать от них творческих прорывов. Впрочем, и вне связи с чрезвычайными обстоятельствами дистант-обучение не обладает той необходимой степенью эмоционального контакта между учеником и учителем, без которого невозможно развитие творческих способностей ученика.

    Сегодня в педагогической работе детской школы искусств важно ощущать «чувство перспективы» и «чувство момента», о которых говорил А.П. Щапов. Иметь «чувство перспективы» – это значит постоянно помнить о том времени, когда  ученик останется «один на один» с приобретенными им за годы учения навыками и знаниями; стараться рисовать себе, что и как будет играть ученик через год, через месяц, через неделю; предвидеть, как он будет дома работать – после полученных на уроке впечатлений. Иметь «чувство момента» – это значит каждую минуту находить самые нужные задачи, самые удачные приемы, самые правильные слова, обеспечивать непрерывные реальные достижения в работе ученика.

         Итак, дистанционное обучение – это лишь вынужденная мера и ни в коем случае не может быть применима как заменитель очного обучения. Надеемся, что в учебном процессе  детской школы искусств дистанционные занятия будут занимать минимальное количество времени.

     

    Литература и интернет-ресурсы:

    1. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – том 4. 

    2. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2011. – 608 с.

    3. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-XXI, 2001. – 176 с.

     

    https://www.classicalmusicnews.ru/articles/distancionnoe-obuchenie-mechetina/

    https://uchitelya.com/pedagogika/177044-psihologicheskie-osobennosti-obucheniya-igre-na-fortepiano-v-sovremennyh-usloviyah.html

    https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2020/09/25/plyusy-i-minusy-distantsionnogo-obucheniya-v

    https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/411019-opyt-raboty-distancionnoe-muzykalnoe-zanjatie