Афиша

  • Михаил Глинка и русская музыка

  • Ко Дню авиации и космонавтики

  • Славянские колориты

  • Персональная выставка Екатерины Епихиной

    Календарь событий

    апрель май июнь

      
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
      

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    Доверительные отношения педагога и детей в учреждении дополнительного образования

    Симонова Т.Р.,

    кандидат педагогических наук, преподаватель фортепиано

    МБУДО «Детская школа искусств №8 им. Д.С. Русишвили» г. Смоленска

     

    «Доверие и совместная вера детей и взрослых

    рождается в их общей работе, разнообразных

    творческих делах»

    Б.Т. Лихачев

    Гуманизация образования, его поворот к человеку, предполагает создание условий для развития доверительных отношений между субъектами образовательного процесса. Формирование у школьников целостного и эмоционально- образного воспри­ятия мира, развитие познавательной, социальной, творческой активно­сти ребенка, его нравственных качеств, невозможно без сущностного понима­ния доверительных отношений педагога и ребенка. Ребе­нок, обладающий доверительностью, бесконфликтностью, способностью к открытому диалогу, откровенности, принятию, чувствующий доверие и поддержку со стороны взрослого, в дальней­шем сможет реализовать себя, быстро и точно адаптируется в обществе, проявляет свои творческие способно­сти, понимает важность и необходимость сохранения и приумножения куль­туры своего народа. Доверительность повышает искренность в процессе комму­никации, предпола­гает понимание Другого, адекватное восприятие и оценку поступков окружающих людей, развивает рефлексию. В свою очередь недоверие приводит к росту неуверенности в себе, равнодушию, пассивности, конфликтности, прояв­ляющихся в негативной форме отношений.

    В современных усло­виях дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного социокультурного пространства, как один из определяю­щих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей. Актуальным становится обраще­ние к содержанию специфической образовательной деятельности учрежде­ний дополнительного образования, как пространства межличностного взаимодействия педагога и детей. Доверительные отношения педа­гога и детей в дополнительном образова­нии – отношения, обуслов­ленные индивидуально- психологическими и личностными особенно­стями, формирующие доверительность, как социальное и духовно значимое каче­ство личности, основанное на искренности, эмпатиче­ском взаимодействии, вере, уважении, честности, ответственности перед дове­ряющим человеком в усло­виях среды учреждения дополнительного образования.

    Ввиду реформирования сис­темы дополнительного образования детей педагог дополнительного образова­ния сегодня находится в совершенно новых условиях, которые характеризу­ются наличием субъект - субъектной парадигмы, изменением системы ценно­стей, свободным выбором средств, методов, форм и содержания образователь­ной и воспитательной деятельности, мобильностью в применении профессиональ­ных качеств и др. В связи с этим, учреждения дополнительного образования требуют высокого уровня педа­гога- профессионала, в деятельности которого реализуется ее главное соци­ально- педагогическое назначение – всестороннее удовлетворение дополнитель­ных образовательных потребностей граждан, общества и государства.

    Важной является харак­теристика педагога дополнительного образования, которую дает В.Н. Иванченко: «Это творческий педагогический работник, обладающий гумани­стическими качествами и являющийся «фасилитатором», тактичным настав­ником для каждого ребенка. Его педагогическое кредо: взаимоуважение – взаимодоверие – взаимосотрудничество и взаимосотвочество взрослых и детей» [3, с.14].Мотивированный выбор педагогом гуманистической ориента­ции в ра­боте с детьми  это опора на уважение, доверие, равноправие, искрен­ность. При осмысленном понимании важности доверительных отношений на основе взаимодействия, поддержки, профессионально- личностной направленно­сти, для педагога и учащегося открывается ценность отношений содействия, под­держки, сотворчества. В этом и раскрывается смысл понятия «педагог» – «веду дитя», т.е. помогаю ему найти дорогу в жизни.

    Главной заботой педагога, воспитывающего доверительные отношения у своих воспитанников должна быть благожелательная среда обучения, которая формируется благодаря его умению закреплять у ученика достигну­тое и настраи­вать его на позитивное отношение к новым достижениям. Наибо­лее эффек­тивным средством создания подобного рода положительной атмосферы в классе является поощрение, подкрепление действий ученика, создаваемое ситуацией сотрудничества в учебном процессе, идущее и непосредственно от учителя, и от правильной организации уро­ков (помещения, оформления, опти­мального расписания для занятий, отдыха), позволяющих успешно взаимодей­ствовать с педагогом, справляться с обучением, и преуспевать в нем.

    Е.Н. Гаврилова, анализируя связь обучения, воспитания и образования в учре­ждении дополнительного образования, подчеркивает, что вся сложность взаимоотношений педагога и ученика заключается в том, чтобы понять уче­ника, не допустить официальности, сухости, высокомерия, что приводит к непони­манию или равнодушию. Е.Н. Гаврилова отмечает, что обучение не мо­жет быть обособлено от воспитания. «Педагогическая работа- это постоянный анализ своих профессиональных и человеческих качеств, своих знаний и уме­ний, это определение новых ориентиров в жизни в целом и профессии в частно­сти» [1, с.72] Кажущаяся незаметность результатов индивидуального общения с учениками в процессе занятий в учреждении дополнительного образования на самом деле имеет важное значение: знания и убеждения педагога становятся взглядами ученика.

    А.Г. Лазарева, подчеркивая дифференцированность и вариативность дополни­тельного образования, акцентирует внимание на важности создания педаго­гом ситуации успеха для каждого ребенка, что содействует проявлению его положительных качеств. Ситуация успеха создается через конкурсы, викто­рины, выставки, соревнования, игры и, самое главное, через общение с педаго­гом и сверстниками, влюбленными в свое дело. «Для нас важно воспитать веру в человека, веру в нас, своих воспитателей, веру в товарищей и самого себя» [2, с. 41]

    И. И. Фришман, рассматривая взаимодействие педагогов и учащихся в учреж­дениях дополнительного образования, подчеркивает благо­приятные усло­вия дополнительного образования для саморазвития и самореализации детей. Она считает, что вариативно- программ­ный подход к детям, включенный в деятель­ность в условиях дополни­тельного образования, открывает для них возмож­ность выбора сферы деятельности и общения, создает необходимые усло­вия для социализа­ции личности. Однако, анализ мотивационно - личност­ного и операци­онно - деятельностного компонентов во взаимоотношениях педаго­гов и детей показывает, что дети больше, чем педагоги склонны к сотрудниче­ству в процессе деятельности. И.И. Фришман подчеркивает наличие психологических барьеров, препятствующих оптимальному воспита­тельному процессу и социальному становлению ребенка [5, с.82-83].

    Дети приходят в учреждения дополнитель­ного образования чаще всего по доб­ровольному, свободному вы­бору. Типичным основанием в мотивации ребенка является его стремление к ком­фортной сфере общения, потребность к спокойной доброжелательной среде, потреб­ность в самоосуществлении, самореализации личности, в реализа­ции своих возможностей. Исходной базой культуры педагога дополнительного образования должны являются общекультурные качества личности: духовность, гражданст­венность, эрудиция, которые составляют атмосферу образователь­ного процесса. Важ­ная задача педагога дополнительного образования – ока­зать ребенку педагогическую поддержку для достижения позитив­ных результа­тов в общении, развития «самости» (О.С. Газман), самостоя­тельно­сти.

    Школьники вы­соко ценят в педагогах увлеченность, та­лант, удачливость, оптимистичность, способ­ность обогатить их духовно. Дети вручают себя педагогам, наделенным такими качествами, верят и дове­ряют им, готовы смело идти за ними. Совместная творческая деятельность порож­дает «переплете­ние симпатий, доверительность, посвящение в личные дела и проблемы» [4, с.201]. В рам­ках воспитательной системы учреждений дополнительного образования складыва­ются определенные отношения между детьми и взрос­лыми. От того, каков их характер, в какой мере они гуманистичны, зависит эффективность, действенность воспита­тельной системы учреждения дополнительного образования.

    Сближение воспитателя и воспитанника на почве реальных деловых ув­лечений раскрывает для взрослого детскую душу, «при­под­нимает занавес, позволяющий заглянуть и проникнуть в удивительно хруп­кий, неустойчи­вый, полный туманных миражей, иллюзий и фантазий, решитель­ных намере­ний и закомплексованности интимный мир ребенка. Сближе­ние с ним тре­бует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реак­ции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия» [4, с. 200]. Педагогу дополнительного образования принадлежит особая роль в индивиду­альном сопровождении развития, воспитания и социального становле­ния ребенка. Дети ждут от педагогов искренности, открытости и готов­ности к диалогу, а по отношению к себе – принятия, уважения, эмпатии, помощи и понима­ния.

    Необходимыми педагогическими условиями формирования доверитель­ных отношений педагога и учащихся могут стать:направленность содержания образования на формирование доверитель­ных отношений педагога и детей;планомерное и последовательное осуществление учреждением дополнитель­ного образования процесса формирования доверительных, партнер­ских отношений между педагогами и детьми для успешного профессиональ­ного, творческого развития личности ребенка; реализация содержания программного материала учреждения дополнитель­ного образования во взаимосвязи обучающих, развивающих и воспиты­вающих задач; осуществление методической поддержки педагогов.

    Дополнительное образование повы­шает уровень познавательных возможностей учащихся наравне с потенциалом школьного образования, помогает каждому ребенку в реализации его индивидуаль­ных познавательных, эстетических, творческих запросов, способст­вует «гармонизации» общего образования. Есть основания полагать, что для учащихся воспитательный компонент дополнительного образова­ния является не только необходимым, но и ведущим.

    Литература

    1. Гаврилова Е.Н. Воздействие педагога- пианиста на воспитание личности уче­ника / Гаврилова Е.Н// Вестник Казанского государственного универси­тета культуры и искусств. – Казань. – 2008. – № 2. – 172 с.

    2. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной сис­темы образования: материалы всероссийской научно- практической конферен­ции /под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2009. – 89 с.

    3. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образова­ние детей/ В.Н. Иванченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 341 с.

    4. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное посо­бие для студентов высших учебных заведений / Б.Т. Лихачев. – Москва: Прометей, 1995. – 282 с.

    5. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И. Фришман. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.