Музыка в жизни ребёнка. Как искусство влияет на наш мозг и почему всех детей нужно учить музыке

Как искусство влияет на наш мозг, почему всех детей нужно учить музыке и чем те, кто умеет играть на инструментах, отличаются от остальных людей? Об этом рассказала профессор СПбГУ, доктор филологии и биологии, лицо и посол современной науки в Петербурге Татьяна Черниговская.

Срочно отдайте ребенка в музыкальную школу! Татьяна Черниговская: «Музыка влияет на мозг чрезвычайно…»

Зачем ребенку заниматься музыкой, если он никогда не станет музыкантом? Именно такие вопросы чаще всего задают родители, когда слышат о музыкальной школе. Действительно, отец и мать зачастую видят больше пользы в занятиях спортом, будь то карате, легкая атлетика или футбол. Ведь тут плюсы более очевидны.

В процессе воспитания достойного члена общества родители ориентируются в первую очередь на развитие интеллектуальных качеств. Папа и мама пытаются дать ребенку образование в лучшей школе, прибавив сюда внеклассные занятия, чтобы потом отдать чадо в престижный вуз.

Но родители забывают о важности эмоционального развития. В результате получаются умные дети, которые не умеют выражать эмоций, которые не видят разницы между добром и злом, которые не способны жалеть или сочувствовать.

Итак, в чём же преимущество занятий в музыкальной школе и насколько огромным может быть влияние музыки на детей для формирования их личности.

Музыкальное воспитание не только знакомит человека с музыкальным искусством и прививает любовь к самой музыке, но и всесторонне развивает. К тому же музыка учит находить границу между добром и злом, сохранять естественную чуткость.

О том, что нравственные качества формируются под влиянием музыки, утверждал еще Пифагор. Его последователи считали музыку подарком богов, который облагораживает душу человека.

Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, нужно потратить немало сил. Но кроме усердной работы, требуется концентрировать внимание. Даже если человек после окончания музыкальной школы не стал профессионалом, в жизни приобретенные им концентрация и трудолюбие не раз пригодятся.

Струнные и клавишные музыкальные инструменты здорово развивают мелкую моторику и координацию движений, помогают развитию пространственного мышления.

Человек не просто учится обходиться с музыкальным инструментом — он учится играть для людей, играть так, чтобы другим хотелось слушать. Ведь музыка может не только вызывать эстетическое наслаждение — она может заряжать энергий, мотивировать, вселять веру.

Ребенка обязательно знакомить с народной музыкой, чтобы он понимал культуру своего народа. К тому же, народные песни — это кладезь исторических знаний и мудрости.

Также велико влияние классической музыки, ведь эти бессмертные произведения являются эталоном звука и безупречного музыкального вкуса. Воспитание чувств!

Детей нужно учить музыке не ради приличия, а для всеобщего развития.

«Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ребенок начинает заниматься рано. Имеет смысл всех детей учить музыке не для приличия, а потому что это очень сильное воздействие на мозг. И какие зоны? Много разных зон. Но, как это ни парадоксально, основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые. Поэтому даже говорят о синтаксисе музыки, как там с ним мозг разбирается. Но это отдельный, довольно длинный разговор, потому что музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь».

[Американский невролог] Оливер Сакс очень увлекся проблемой музыки и мозга. Он не то чтобы начал эту моду, но, будучи очень известным, как бы подтолкнул эту историю. Стали думать, а что там, собственно, в голове происходит.

Что в голове у музыканта? Представьте, что должно происходить, если человек играет на клавишных инструментах двумя руками. Одна рука делает одну работу, вторая рука делает другую работу, и это страшное напряжение на мозг, потому что он должен держать не только мелкую моторику, с огромной скоростью иногда, но должен вести две линии совершенно отдельно. У людей, играющих на скрипке, часть мозга, которая ведает моторикой руки со смычком, в два раза больше, чем та, которая просто держит скрипку. То есть это физическое воздействие.

Музыка вызывает мозговую активность, изменяющую серое вещество, которым мы думаем. Толщину коры, организацию нервных путей в этой коре. Это сложная когнитивная деятельность, сложная мыслительная деятельность, это не развлечение, это не отдых.

Как известно, Эйнштейн играл на скрипке. Судя по тому, что я прочла про него, играл он чудовищно, но у него было несколько скрипок, без них он шагу сделать не мог. Что он пишет: «Если бы я не был физиком, я бы, наверное, был музыкантом. Я часто думаю о музыке. Я воплощаю свои мечты в музыку. Я вижу свою жизнь с точки зрения музыки …». Это для него не было отдыхом. Как обычно говорят: «Серьезные вещи делает, а потом можно и на скрипочке поиграть». Абсолютно другая история. Он в этой музыке жил, она составляла какое-то пространство, облако, в котором он должен был находиться. Это существеннейшая часть его ментального и духовного пространства, без которого он просто не мог жить.

Доказано, что у людей, которые играют на скрипке, та часть мозга, которая отвечает за моторику руки со смычком, в два раза больше, чем та, которая отвечает за сторону, на которой держат инструмент. То есть мозг развивает те части, которые заняты делом. Если вы хотите сохранить свой ум в пристойном состоянии, то голова должна постоянно и тяжело работать. Обучение физически меняет мозг, влияет на качество нейронов, толщину коры, объем серого вещества. Музыка – это сложная когнитивная деятельность. Для мозга вообще никакого отдыха нет, только если ты совсем дурак, лежишь на диване, ешь гамбургеры и какую-нибудь дрянь смотришь. А во время музицирования происходят удивительные вещи, могут включаться гены, которые обычно бездействуют.

У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее – это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе, в некотором смысле это инвестиция в свою старость. Известно, что люди, которые говорят больше, чем на одном языке, и те, кто занимается музыкой, отодвигают болезнь Альцгеймера на несколько лет. Если голову тренировать с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью.

Математика и музыка очень похожи, и часто одни и те же люди занимаются и математикой, и музыкой. Для того, кто в состоянии понять [сложную математическую] формулу, она необыкновенно красива. Она вызывает такие же эстетические восторженные чувства, какие вызывает замечательное музыкальное произведение. Такие эксперименты были. Люди обследовались на томографе, и мозг показывал такой же восторг. Это говорит о том, что в мозгу есть какие-то такие механизмы реакции вообще на прекрасное. Не на прекрасное, которое в рамочке и написано «прекрасное», а на красоту как таковую.

Почему мы воспринимаем искусство по-разному

Людвиг Витгенштейн утверждает, что любой текст – музыкальный, живописный, скульптурный, литературный – это ковер, и тот, кто на него смотрит, вытаскивает из него свои нити, читает его по-своему. Такие сложные объекты как художественные произведения существуют только тогда, когда есть тот, кто смотрит на них и понимает их, осознает концепцию и может интерпретировать. Звуковая волна попадает в ухо, молекулы духов залетают в нос, все это только физические сигналы, но когда они добираются до мозга, то становятся музыкой, но только в том случае, если воспринимающий знает, что это такое, если он подготовлен. Если подготовки нет, происходит то, что все мы сто раз видели в Эрмитаже, когда, глядя на Матисса, люди с незамутненным сознанием говорят: «Ой, мой 4-летний сынок еще и не так рисует». Они просто не готовы, для них и Шостакович – это сумбур вместо музыки.

Мозг - это тоже искусство.

Как мне кажется, больше всего мозг — а точнее, не сам мозг, а то, что он делает — похож на музыку, потому что действует сам по себе. Это похоже на джем-сейшн, на джазовые импровизации. Все участники событий в данном случае — как нейроны, сгустки нейронов или части мозга. Одни живут тут, другие тут, третьи тут, но когда нужно выполнить какую-нибудь задачу, они съезжаются в каком-то определенном месте, и дальше начинается. У них нет партитуры, нет дирижера, большинство из них, возможно, даже никогда и не встречались. Но им надо что-то делать, и они сыгрываются. После чего разъезжаются по домам. Эта метафора близка к правде.

У нас в мозгу примерно 100 миллиардов нейронов. Каждая из этих клеток может иметь до 10 тысяч связей с другими частями мозга. Получается как минимум квадриллион. Это запредельное число, сложнейшая нейронная сеть. Но мозг — это не просто сумма миллиардов нейронов.

Наш мозг — это такой невероятный инструмент, в котором есть миллиарды клавиш. Вы можете получить по наследству замечательный геном, который, может быть, сравним со скрипкой Страдивари. Вы ничем его не заслужили и не знаете, что с ним делать. Он просто с ним родились. Неприятность заключается в том, что на нем надо учиться играть, на что уходит много времени и сил. И может не повезти: не попадешь в нужные руки, в нужную ситуацию, не получишь полагающегося образования и так и не научишься. Поэтому для того чтобы получился гений, должно сойтись несколько вещей.

Мы родились, а дальше начинаем писать текст собственной жизни на нейронной сети.

Всё, что вы видели, слышали, ели, нюхали, трогали, там остается. Даже если вы этого не помните. Поэтому очень важно, что человек читает, что слушает. Если вы съели какую-нибудь дрянь, то есть лекарства, с помощью которых можно ее из организма выкинуть. А вот из мозга ничего не выкинуть. Вы либо можете сделать вид, что забыли, либо психика это далеко упрячет, либо сработают какие-то механизмы, с помощью которых вы просто не сможете туда добраться. Но оно там всё-таки будет лежать. Поэтому нельзя в мозг пускать никакую дрянь.

По сложности мозг сопоставим разве что со Вселенной. Если вы услышите, что лет через пять-десять мы узнаем, как мозг устроен, не верьте. Моя версия такая, что мы никогда не сможем этого узнать.

Музыка – это одно из самых важных человеческих умений, по-прежнему до конца не понятно, что это такое, и мы должны беречь ее, холить и лелеять.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Лекции о воздействии музыки на мозг человека! instagram.com/five.info

2. https://www.sobaka.ru/city/sci...

3. https://zen.yandex.ru/media/so...;

4. http://tu-baginya.pw/tatyana-chernigovskaya-o-vliyanii-muzyki-na-razvitie-mozga/

5. https://ofigenno.com/tatyana-c...

Саврацкая Н.И.
преподаватель МО "Фортепиано"